- Опубликовано: 11.12.2013
- Просмотров: 1555
Александр Жилевский, директор агентства «Выбор-недвижимость», почетный член РГР, член Национального Совета РГР, лауреат Почетного знака им. Кудрявцева: «Американский риэлторский бизнес кардинально изменился. Я такого не ожидал»
- В ноябре 2013 года делегация РГР приняла участие в ежегодном Конгрессе Национальной ассоциации риэлторов США в Сан-Франциско. От Российской Гильдии поехало около 40 представителей из Сибири, Подмосковья, Центральной России, Дальнего Востока, Москвы, Нижнего Новгорода и др. В ходе конгресса мы участвовали в пленарном заседании NAR, посетили гала-ужин, где лучшим риэлторам вручались награды. А также провели «русский час» на выставке недвижимости, которая прошла в рамках конгресса, В общем, было много всего полезного и интересного, а организация оказалась на высочайшем уровне. После Сан-Франциско мы посетили курортный Лос-Анджелес. В этих городах участвовали в нескольких экскурсиях, которые произвели на нас неизгладимое впечатление.
Такой международный обмен опытом, безусловно, полезен и необходим. Особенно, если мы говорим о США, поскольку именно американцы являются законодателями мод в современном российском риэлторском бизнесе. Именно они принесли нам этот бизнес в 90-е годы, поделившись своим опытом, знаниями и технологиями. И, несмотря на то, что менталитеты наших рынков разные, россиянам удалось успешно перенять и внедрить много полезного.
Помимо интереса к обмену опытом, в этой поездке у меня была и личная заинтересованность. Я посещал Калифорнию 11 лет назад, и мне было любопытно лично увидеть, что изменилось здесь за это время, в какую сторону развивается американский рынок оказания риэлторских услуг.
И я это увидел. Коротко скажу так: весь мир изменился, не остался в стороне и американский рынок оказания риэлторских услуг. И изменился он очень сильно. Можно сказать, стал иным по самым принципиальным вопросам.
Например, если раньше мультилистинговая система была единой на территории США, то теперь она разделилась на базы данных ассоциаций, сформированные по территориальному принципу.
Если раньше комиссионные были 8 %, и это только за риэлторскую услугу, то сейчас они составляют 4-5 %. Если раньше считалось дурным тоном (не было запрещено на уровне закона, но это было не принято), чтобы один агент в сделке представлял интересы и продавца и покупателя одновременно (на самом деле это с профессиональной точки зрения было логично, поскольку интересы продавца и покупателя диаметрально противоположны), то теперь это обычная практика.
Если раньше агент подписывал договор с продавцом, и был обязан разместить продаваемый объект недвижимости в мультилистинговой системе в течение 24 часов, то теперь этот срок существенно увеличился – до 10 дней. При этом получили развитие хорошо знакомые нам всем бесплатные доски объявлений.
В общем, ничего нового на американском рынке оказания риэлторских услуг я не увидел. Помню, что абсолютно иначе было 11 лет назад, в мой прошлый приезд сюда. Тогда в США я нашел реальное подтверждение тем аксиомам и схемам, которым меня учил американец-риэлтор в нашем городе, и которые после этого я успешно применил на практике. В этот раз такого не произошло. Думаю, что если местное риэлторское сообщество не будет предпринимать каких-то серьезных шагов, то в обозримом будущем размер комиссионных еще уменьшится, и риэлторы будут считать за счастье в принципе поучаствовать в сделке.
Не скрою, я всегда был сторонником мультилистинговой системы, хотел, чтобы она действовала и в нашей стране. Но сейчас, после поездки, у меня возникает вопрос – а сможем ли мы воплотить эту систему в жизнь, если у американцев не получилось ее сохранить? Ведь интернет убирает посредников, промежуточные звенья в различных сферах деятельности, в частности, в области торговли и услуг. Изменил он и американский рынок риэлторских услуг. В условиях свободного всеобщего доступа к информации сам принцип мультилистинга, когда агент получает комиссионные фактически за то, что внес информацию об объекте недвижимости в закрытую базу данных, после чего следует его продажа, уже не работает.
Конечно, сейчас сложно сказать, как будет развиваться рынок оказания риэлторских услуг в России, по какому пути он пойдет. Но то, что условия изменились, что информация стала доступной, это очевидно. И с этим придется считаться.