Чем грозят вкладчикам новые полномочия ФНС
- Опубликовано: 06.07.2014
- Просмотров: 1869
Раскрытие данных о счетах физлиц поможет искать в России средства налоговых уклонистов из США, но и российские граждане почувствуют внимание родного государства.
С 1 июля 2014 года вступил в силу пункт 7 статьи 10 федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». Принятый год назад закон уже ввел немало новелл, например, впервые появляется понятие «бенефициарный владелец» активов, а банки получили новое основание для прекращение отношений с подозрительными клиентами. Теперь же впервые в истории России налоговые органы получат доступ к банковской информации физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Справедливости ради стоит отметить, что на этот шаг уже пошло большинство стран G-7.
Российский депутатский корпус довольно долго противодействовал подобным инициативам правительства, отчасти из-за опасений утечки конфиденциальной банковской информации на «черный» рынок. Однако в этот раз инициатива была поддержана на самом высоком уровне.
Принятие закона было приурочено к председательству России в 2013 году в Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — FATF. До этого Россия успешно выполняла все рекомендации организации, оставалось только приоткрыть банковскую тайну для налоговых органов, включая и иностранных.
Пока не всем понятно, зачем это делается. Ведь физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, как правило, самостоятельно не участвуют в хозяйственной деятельности, а доходы получают уже после удержания налогов своими работодателями. Любые переводы денежных средств между банковскими счетами физических лиц в соответствии с действующим российским законодательством автоматически не расцениваются как налогооблагаемые доходы, если самими лицами не заявлено обратное. Конечно, возможна ситуация, когда подлежащий налогообложению доход получается физическим лицом, например, из-зарубежа, и тогда такое лицо, действительно, должно исчислить и уплатить налог.
Но до введения жестких мер антиофшорного пакета Минфина это пока скорее исключение, чем практика.
Закон изменил статью 86 Налогового кодекса «Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля». Теперь банк в течение трех дней обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) не только организации или индивидуального предпринимателя, но и физического лица. Кроме того, банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии у физлиц счетов, вкладов (депозитов) и об остатках денежных средств на них, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Мотивированное требование должно быть подписано обязательно руководителем вышестоящего налогового органа или руководителем ФНС России, или его заместителем. Справки могут быть запрошены в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в рамках налоговой проверки.
Таким образом, с одной стороны, данное положение исключает возможность автоматического получения информации налоговыми органами у банков, а, с другой стороны, позволяет управлениям налоговой службы по субъектам активно санкционировать инициирование таких запросов. Особенную озабоченность это может вызывать, конечно, в связи с работой заключенных между налоговой службой и правоохранительными органами межведомственных соглашений по взаимодействию и обмену информацией, поскольку правоохранительным органам для получения подобной информации пока еще требуется судебная санкция. А с учетом расширения полномочий следователей по возбуждению «налоговой уголовки», получение ими банковской информации по альтернативным каналам может повлечь и возможности для злоупотреблений в форме необоснованных требований в отношении таких физических лиц, чего хотелось бы избежать для добросовестных клиентов банков.
В 2013 году Россия активно готовилась к заключению соглашения с США о совершенствовании международного механизма контроля за соблюдением налогового законодательства (в связи с законом FATCA), однако по политическим причинам переговоры были заморожены США в апреле 2014 года. Сейчас закон не позволяет предоставлять информацию о счетах налоговым органам стран, с которыми нет соответствующего соглашения. Новая норма решает эту проблему, российские банки не нарушат закон, если по иностранным запросам выдадут информацию российским налоговым органам.
А уже российские налоговики определят обоснованность запроса иностранных коллег, и решат — должен банк предоставлять информацию или нет.
С учетом последних изменений и корректировок законопроекта Минфина по контролируемым иностранным компаниям, введении налога на недвижимость, и, возможно, даже налога с продаж, стоит признать, что внимание государства все больше обращается в сторону физических лиц. Вероятно, следующим шагом может стать желание контролировать соответствие доходов и расходов всех физических лиц, а не только государственных служащих и ряда иных лиц. Хочется надеяться, что до этого не дойдет.
Впрочем, многие российские граждане уже приготовились к усилению контроля и открыли счета в иностранных банках. Так, по информации Банка России за первый квартал 2014 года в страны дальнего зарубежья выведено $11,2 млрд.
Александр ЗАХАРОВ
Автор — партнер Paragon Advice Group