Дом за клик: почему риелторы увидели угрозу в новом сервисе Сбербанка
- Опубликовано: 13.04.2017
- Просмотров: 1360
Отдельные региональные риелторские профобъединения рекомендовали своим членам воздержаться от размещения объявлений на портале «ДомКлик»
В январе текущего года Сбербанк запустил новый интернет-сервис «ДомКлик» для проведения операций с недвижимостью для клиентов и партнеров банка. За неполные три месяца работы ресурс уже приобрел определенную популярность. По всей России более 5% клиентов банка получили ипотеку, самостоятельно подав заявку на портале «ДомКлик», а в Москве этот показатель — более 12%, рассказали по запросу «РБК-Недвижимости» в Сбербанке.
«Свыше 40% российских риелторских компаний уже интегрировали свои системы с нашими и регулярно обновляют предложения на «ДомКлик». Более широкому представительству агентств недвижимости на портале мешают в числе прочего проблемы технического характера, отсутствие у некоторых компаний своих автоматизированных систем», — рассказал редакции «РБК-Недвижимость» директор управления по работе с партнерами и ипотечному кредитованию Сбербанка Николай Васев.
Однако брокеры неоднозначно отнеслись к работе Сбербанка на рынке риелторских услуг, разглядев в нем конкурента. «Многие [риелторы и владельцы агентств недвижимости] увидели в этом продукте угрозу для собственного бизнеса», — сказано на сайте Российской гильдии риелторов (РГР).
В середине марта президент РГР Татьяна Деменок провела переговоры в Сбербанке, где стороны договорились подписать документ о взаимовыгодном сотрудничестве. «Разговор показал, Сбербанк полностью заинтересован в партнерстве с профессиональным сообществом. Мы со своей стороны хотим прозрачности отношений. Поэтому в ближайшее время подготовим проект договора о сотрудничестве, в котором обязательно будут прописаны условия выкладки объектов на портал«ДомКлик». Чтобы не получилось так, что риелтор, размещая свои объекты на площадке Сбербанка, теряет и клиентов, и заработок», — подвела итоги встречи Татьяна Деменок.
Как устроен «ДомКлик»
Сервис «ДомКлик» состоит из пяти разделов — помимо оформления ипотеки в Сбербанке, с помощью ресурса можно подать заявку на регистрацию сделки с недвижимостью в Росреестр, заказать оценку квартиры или дома, а также правовую экспертизу. Две последние опции по сопровождению сделок пока доступны только для Москвы и Подмосковья.
Пятая функция, которую нельзя назвать типичной для банка и которая вызывает наиболее бурное обсуждение в профессиональной риелторской среде, — «витрина недвижимости». По сути, это новый агрегатор предложений (как первичного, так и вторичного рынка) с других профильных сайтов, застройщиков и баз данных агентств недвижимости
Камень преткновения
В конце марта на сайте Уральской палаты недвижимости (УПН) появилось официальное обращение к членам палаты с рекомендацией воздержаться от размещения продаваемых объектов на портале «ДомКлик». «УПН пока не видит оснований рекомендовать этот ресурс своим членам», — говорилось в сообщении. Там также отмечалось, что Центр недвижимости от Сбербанка (под брендом «ДомКлик») позиционирует себя как агентство недвижимости, но при этом «предлагает услуги, не отвечающие в полной мере потребностям клиентов в определенных сегментах рынка, но позволяющие квалифицировать некоторые из них как риелторские».
Часть опрошенных «РБК-Недвижимостью» риелторов и функционеров РГР опасаются, что структуры Сбербанка в дальнейшем — по мере развития портала «ДомКлик» — захотят занять долю на рынке недвижимости, что, с учетом мощностей банка, может создать для традиционных игроков большие проблемы.
В самом Сбербанке считают, что подобные опасения риелторов напрасны. Напротив, своим партнерам там обещают помочь налаживать коммуникации с покупателем. «Для клиентов, желающих прибегнуть к нашей помощи, доступен функционал подбора агентства недвижимости и риелтора. Для компаний этот сервис предоставляется бесплатно в отличие от некоторых других порталов по недвижимости. Предложения, опубликованные на портале Domclick.ru, будут доступны для всех заемщиков Сбербанка. И их мы собираемся рекомендовать в первую очередь, так как они от проверенных аккредитованных партнеров с хорошей репутацией», — отмечает Николай Васев. По его словам, через некоторое время Сбербанк планирует предоставить привилегии на сделки с объектами, опубликованными в «витрине недвижимости».
Вице-президент РГР, глава компании «Бест-Недвижимость» Григорий Полторак в свою очередь убежден, что принцип бесплатного размещения объявлений — это, скорее, недостаток, поскольку на таких ресурсах всегда больше «жуликов разного пошиба, черных риелторов, приукрашенной или вовсе нереальной информации». «Для нечестных продавцов главное — добиться звонка от потенциального покупателя, чтобы потом его обработать. Бороться за качество ресурса, конечно, можно, но это достаточно дорогое удовольствие, затраты на борьбу могут превысить выгоды от повышения конвертации одобренных кредитов в сделки», — рассуждает Григорий Полторак.
Цель нового сервиса Сбербанка, по его словам, — увеличение рыночной доли банка в сегменте ипотеки и увеличение конвертации одобренных ипотечных кредитов в выданные и обслуживаемые. «Появление на его сайте базы предложений недвижимости, безусловно, изначально привлечет потенциальных клиентов. Однако при нынешней концепции этого ресурса реальных сделок, проводимых с его помощью, на мой взгляд, будет мало. То, что есть сейчас, — очередная доска объявлений, уступающая по качеству уже имеющимся на рынке подобным сервисам», — считает Григорий Полторак. Он добавляет, что посетители сайта, порывшись в непроверенных объявлениях, быстро поймут свою ошибку — и в итоге авторитету Сбербанка может быть нанесен урон.
Другой вице-президент РГР, президент корпорации «Адвекс» (Санкт-Петербург) Александр Романенко, отнесся к риелторскому проекту Сбербанка более лояльно. «Банк заинтересован в расширении базы объектов для ипотечных клиентов, а риелторы — в сделках. Мы работаем с продавцами вторичной недвижимости, которые заинтересованы в максимально быстрой продаже своих объектов. Если они согласны на то, что их объекты будут покупаться с использованием ипотеки, то эти лоты должны быть представлены в базе данных Сбербанка. Покупатели, которые хотят приобрести квартиры с помощью его кредитов, именно в этой базе будут искать варианты», — поясняет свою позицию санкт-петербургский риелтор. При этом он уточняет, что взаимовыгодное сотрудничество возможно только в том случае, если Сбербанк не станет в будущем брать функции риелторов на себя.
В последнее время Сбербанк осуществил ряд инноваций на рынке недвижимости России. В конце 2016 года банк провел первую в России сделку по приобретению новостройки через стандартный кассовый терминал по электронной банковской карте
Споры о чистоте
Один из аргументов, который приводят в свою пользу традиционные участники рынка купли-продажи жилья, — умение проверять историю и юридическую чистоту лотов на вторичном рынке. Хотя и в Сбербанке говорят, что опыта в этой сфере им не занимать. «У банка колоссальный бэкграунд юридической экспертизы по проведению сделок с недвижимостью. Каждая ипотечная сделка, в том числе на вторичном рынке, проходит правовую экспертизу. И таких сделок в год у нас более 500 тыс.», — заочно парирует Николай Васев.
Сейчас на сайте «ДомКлик» заявленная стоимость правовой экспертизы объекта недвижимости составляет 19,5 тыс. руб., срок — пять дней. «Это вызывает у меня вопросы. Хотя все зависит от профессионализма исполнителей. Что касается риелторов, то мы занимаемся проверками юридической чистоты квартир еще с 1990-х годов и кровно в этом заинтересованы», — говорит Александр Романенко.
Декларируемая Сбербанком проверка юридической чистоты, по мнению Григория Полторака, будет таким же формальным и не предусматривающим ответственности действием, как и любая другая подобная проверка. «Гарантировать отсутствие возможных правовых проблем при существующей в России системе регистрации прав на недвижимость в принципе невозможно. Можно лишь снизить риск их возникновения. Но сделать это, сидя за компьютером, вряд ли получится. На мой взгляд, у добросовестного и грамотного риелтора при поддержке профильного юриста шансов больше, чем у сотрудников портала Сбербанка», — замечает он. Хотя, с точки зрения потенциального клиента, как предполагает коммерческий директор компании «Миэль-Новостройки» Анна Шишкина, проверка Сбербанка дает ощущение неких гарантий в предстоящей сделке.
Эксперты также подчеркивают, что, используя сервис «ДомКлик», клиент ограничивает себя в выборе ипотечных продуктов. «Когда клиенты обращаются к нашим ипотечным брокерам, мы, исходя из интересов конкретного клиента и сложности его задачи, делаем выбор среди ипотечных программ более 50 банков. А на «ДомКлик» продукты только от Сбербанка», — замечает Александр Романенко.
Впрочем, многое зависит от того, как новые сервисы Сбербанка в области недвижимости будут развиваться. Ключевым игрокам по поиску недвижимости в интернете — ЦИАН, «Авито», «Яндекс.Недвижимость» и др. — понадобилось время, чтобы занять свои ниши на рынке. При этом Анна Шишкина допускает, что если развитием и продвижением «ДомКлик» будут заниматься профессионалы (как в сфере сбора информации, так и в области продаж недвижимости), то ресурс имеет шансы стать эффективным.
«Если «Домклик» сможет привлечь на свой сайт достаточный клиентский трафик и станет популярным, то, конечно, риелторы забудут обо всех своих претензиях и начнут активно делиться с агрегатором имеющимися базами, чтобы расширить доступ к клиентам», — уверена она. А Григорий Полторак дополняет, что негатив в отношении «ДомКлик» может улечься, если Сбербанк официально прояснит свои позиции, подписав с риелторскими ассоциациями соответствующие меморандумы и соглашения.