Поиск по сайту:

“Любой человек никогда не бывает доволен своими жилищными условиями. Это та потребность, которая реализуется всю жизнь – от малого к большему”

Д.А. Медведев. Из интервью

В.В. Познеру на 1 канале телевидения.

В условиях рыночной экономики федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» - это честная попытка нашего государства выполнить конституционные обязательства перед гражданами, прописанные в статье 40: «Каждый имеет право на жилище». ФЦП «Жилище» представляет собой многоэтапную, продолжительную программу по выделению денежных средств на создание комфортных условий проживания в российских городах и селениях и повышение уровня доступности жилья.

 

Предпосылки создания ФЦП «Жилище»


С тех пор, как партия и правительство оставила народ перед своими заботами, многомиллионная очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий замерла. Объем строительства новых домов за пять лет снизился почти в два раза: с 73 млн. кв. метров общей площади в 1987 году до 38 млн. кв. метров в 1992 году.

В эпоху перестройки, в хаосе зарождающейся экономики еще работали какие-то программы, возводились дома, расселялись последние бараки и первые пятиэтажки. Но государство уже отказалось от неподъемной роли монопольного инвестора, подрядчика и собственника жилых зданий, а частные организации еще были не готовы к полноценному включению в процесс жилищного строительства.

Проблема состояла еще и в том, что в сознании как минимум трех поколений советских людей утвердилось отношение к жилью как к бесплатному социальному благу. Право на безвозмездное получение и владение жильем было неоднократно зафиксировано в законодательных документах. Даже в разгар перестройки, в «Основах жилищного законодательства Союза ССР и Союзных республик» (в редакции Закона СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1) в статье 7 утверждалось право на получение гражданами СССР в бессрочное пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда. Преодоление этого стереотипа требовало некоторого времени и усилий, но еще настоятельнее ощущалась необходимость в нормативной проработке новых принципов жилищной политики.

Первая попытка на этом направлении была предпринята в 1993 году. Государственная целевая программа «Жилище», одобренная постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595 задала курс на устранение государственной монополии на жилищное строительство и ЖКХ. Констатировав, что в городах России в государственной и муниципальной собственности находится около 80% жилого фонда (из них 44% на балансе государственных либо муниципальных предприятий или учреждений), программой «Жилище» была задана тенденция на рост доли жилищного фонда в частной собственности за счет приватизации и развития частного коммерческого жилищного строительства.

С целью реализации программы был образован Фонд развития жилищного строительства, который формировался частично за счет средств бюджета, а частично за счет частных инвестиций, региональных вливаний и благотворительных взносов. Средства Фонда расходовались на создание социального жилья, инженерную подготовку строительных территорий всех форм собственности, ремонт и реконструкцию объектов ЖКХ и др.

Государству поскорее хотелось разделить груз обязанностей по строительству и содержанию зданий, тем более, что доля ветхих домов в 1992 году достигла 9% от общего фонда, а ремонт осуществлялся не более чем на треть от необходимого объема в год. Кроме того, не прибавляло оптимизма Решение Совета Министров - Правительства Российской Федерации в 1992 году о замораживании коммунальных платежей в государственных и муниципальных домах при том, что покрытие расходов ЖКХ за счет нанимателей составило всего 8%. В очереди на улучшении жилищных условий числилось 10 миллионов человек, срок ожидания составил 20 лет, а анализ доходов показывал, что оплатить строительство или приобретение готовой квартиры из них могли не более одного процента.

Жизнь настоятельно требовала новых подходов к решению жилищной проблемы, но только в 2001 году постановлением Правительства Российской Федерации № 675 была принята федеральная целевая программа «Жилище», которая указала пути решения проблемы создания и развития жилищной сферы в современных экономических условиях, и определила основные задачи в этой области на 2002-2010 гг.

Создание и этапы выполнения ФЦП «Жилище»


В сентябре 2005 года Президентом России в обращении к Правительству было объявлено о приоритетных национальных проектах, направленных на улучшение качества жизни и благосостояния народа за счет «инвестиций в человека как в будущее России». Среди четырех основных категорий: образование, жилье, здравоохранение и сельское хозяйство, приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» выделялся своей проработанностью и четкостью поставленных задач. К этому времени в стране уже заканчивался 1 этап ФЦП «Жилище» на 2002-2005 годы, поэтому не составляло труда продлить действие программы, подключив к национальному проекту в качестве механизма его выполнения.

Первый этап ФЦП «Жилище» содержал 7 подпрограмм:



— «Государственные жилищные сертификаты на 2004 - 2010 годы»;


— «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда»;


— «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации»;


— «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф»;


— «Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур"»;


— «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации»;


— «Обеспечение жильем молодых семей».




Сюда же можно отнести и мероприятия по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых.

На II этапе часть подпрограмм объединили, а подпрограмму по расселению из ветхих домов и вовсе исключили. В настоящий момент работают подпрограммы:



— «Обеспечение жильем молодых семей»;


— «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»;


— «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства»;


— «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»;


— мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан по мере принятия соответствующих законодательных актов.



Действующий этап ФЦП «Жилище» охватывает 2011-2015 годы и направлен на достижение двух основных целей: 



— формирование рынка доступного жилья эконом-класса;


— обеспечение жильем некоторых категорий граждан.




Для решения поставленных задач планируется:



— увеличить объем строительства нового жилья в 2015 году до 90 млн. кв. метров (2010 год - 53 млн. кв.м.);


— повысить уровень обеспеченности жилплощадью в среднем до 24,2 кв. м на человека (2010 г. – 21,7 кв.м.); 


— за четыре года улучшить жилищные условия за счет средств федерального бюджета 90 тысячам семей некоторых категорий граждан;


— повысить индекс доступности приобретения жилья на 20%.




Индекс доступности – это расчетный показатель, соотносящий цену на жилье и средний доход граждан. Тенденция его изменений не радует. Так, в 2004 году средняя семья из трех человек на приобретение стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра должна была потратить весь свой доход за 3 года 11 месяцев, а одному человеку хватило бы 12 лет на достижение необходимой суммы накоплений. А в 2009 году цена такой квартиры равнялась стоимости среднего совокупного дохода 3-х человек за 4,8 года. Другими словами, обычный человек, не тратя зарплату на еду, питье и носимые вещи накопил бы на нормальную квартиру за 14 лет и 6 месяцев. Не надо говорить, что это средняя температура по стране, а в отдельных регионах эти показатели еще хуже.

Задачи, решаемые подпрограммами ФЦП «Жилище», направлены на снижение срока накопления средств на благоустроенное жилище и обеспечение жильем определенных категорий населении. Рассмотрим подробнее каждую из подпрограмм.

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»


Из всех мероприятий, предусмотренных ФЦП «Жилище», эта подпрограмма, широко известная под названием «Молодой семье – доступное жилье», является наиболее актуальной и популярной. По этой теме на нашем сайте опубликована достаточно подробная статья. Поэтому я приведу кратко основные моменты.

В рамках программы молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, где возраст каждого члена семьи не превышает 35 лет, могут получить социальные выплаты на приобретение жилья эконом класса или на строительство собственного скромного дома в размере 30% расчетной (средней) стоимости жилья. При этом молодая семья должна иметь начальный капитал не менее 20% расчетной стоимости жилья или право на получение ипотеки или кредита на необходимую сумму.

Во всех регионах, кроме Москвы, применяется следующий алгоритм приобретения жилья в соответствии с правилами и за счет средств, выделенных по программе «Жилище»:



— постановка на учет в регионе в качестве участника Подпрограммы и ожидание своей очереди; 


— получение свидетельства в порядке очередности и передача его в уполномоченный региональными властями банк;


— подбор жилища и оплата по договору купли-продажи через уполномоченный банк с добавлением 70% собственных средств.




Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»


Эта подпрограмма самая затратная. На нее выделяется на 2011 – 2015 годы из федерального бюджета 175,2 млрд. рублей для предоставления жилья 86,9 тысяч семей. Особенность подпрограммы в том, что она носит межотраслевой и межведомственный характер и для ее реализации необходимо участие федерального центра. В состав граждан, перед которыми государство несет обязательство, входят лица, уволенные с военной или иной службы - сотрудники МВД, ФСБ, ГУИОН, МЧС, состоявшие до 1 января 2005 г. на жилищном учете, а также граждане, получившие право на социальную выплату от федеральных или местных органов исполнительной власти.

Диаграмма № 1. Сравнительная диаграмма количества семей, нуждающихся в жилище, и запланированных к получению жилья в 2011-2015 гг.

 

В 2009 году Министерством регионального развития Российской Федерации была проведена инвентаризация этих категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Получилась следующая картина: всего установлено 428791 семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе:



— 157 тысяч семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы (службы), в том числе подлежащих отселению из закрытых военных городков и поселков;


— 20 тысяч семей граждан, уволенных с военной службы (службы), вставших до 1 января 2005 г. на жилищный учет;


— 1001 семья россиян, выселяющихся с комплекса "Байконур";


— 12,6 тысяч семей граждан, принимавших участие в ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф;


— 24,3 тысячи семьи вынужденных переселенцев;


— 214 тысяч семей граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера.




За пять лет, с 2006 по 2010 год включительно по данной подпрограмме удалось обеспечить жильем всего 20% нуждающихся. Впрочем, так и было запланировано. Не торопится наше государство выполнять обязанности перед людьми. Насколько успешно будет выполняться эта программа, зависит от соблюдения плановых показателей, однако, даже при беглом взгляде на диаграмму, приведенную выше, заметно, что отношение к расселяемым семьям довольно неравномерное. Так, в 2012-2015 годах планируется обеспечить жильем:



— 100% - «байконурцев» и военнослужащих, уволенных из армии и полиции;


— 92% - ликвидаторов аварий на АЭС;


— 22% - военнослужащих, подлежащих увольнению;


— 16% - вынужденных переселенцев;


— 8% - граждан, выезжающих с Крайнего Севера.



Наверное, у органов исполнительной власти есть свои резоны таким образом распределять федеральные ресурсы. Правда, для меня не совсем понятно, почему из 12 609 нуждающихся в улучшении жилищных условий семей ликвидаторов Чернобыльской катастрофы и других аварий на АЭС 11569 предоставляется жилье, а 1040 семей остается жить в стесненных условиях. Почему полностью не решить проблемы этой категории?

Для граждан, которые желают выехать с Крайнего Севера, предусмотрены альтернативные программы, в том числе миграция внутри Крайнего Севера. Например, «Всероссийский центр уровня жизни» (ВЦУЖ) провел исследования и рекомендовал некоторые населенные пункты Крайнего Севера, имеющие экономическую базу, действующие промышленные объекты и перспективу для социального развития. Это, в частности, города Петрозаводск, Костамукша и Сортавала в Республике Карелия; г. Архангельск, Северодвинск и Мирный (Плесецкий район) в Архангельской области, центры нефтедобычи в Ханты-мансийском АО; населенные пункты в Сахалинской области и Камчатском крае и др. Вот туда то и могут переехать северяне.



Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан


Отдельные категории граждан, обеспечивающиеся жильем за счет финансирования по ФЦП «Жилище», определяются на основании решений Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации. Запланированы следующие мероприятия:



— обеспечение жильем федеральных государственных гражданских служащих: прокуроров и следователей, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС России;


— обеспечение жильем молодых ученых и других сотрудников Российской академии наук; 


— софинансирование мероприятий по приведению объектов г. Волгодонска Ростовской области в состояние, обеспечивающее безопасное проживание его жителей; 


— переселение граждан из аварийных домов, расположенных в зоне БАМа;


— переселение граждан, проживающих в гг. Норильске и Дудинке, в районы с благоприятными климатическими условиями и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры г. Норильска.



На финансирование мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета в 2011 - 2015 годах предусматривается 50,52 млрд. рублей. Их реализация позволит улучшить жилищные условия более 31,59 тыс. семей и построить более 1,7 млн. кв. метров жилья экономкласса. 

Основным механизмом реализации подпрограмм является выдача жилищных сертификатов.



Жилищные сертификаты


Сертификат – это именное свидетельство, удостоверяющее право владельца на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Жилищный сертификат не является ценной бумагой и выпускается по мере выделения средств из федерального бюджета в рамках ФЦП «Жилище». Выдают сертификаты соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления при условии сдачи и выезда из занимаемых помещений семьи участника подпрограммы.

Государственные жилищные сертификаты различаются по сериям:



— УВ - для увольняемых военнослужащих, сотрудников МВД, ФСБ, ГУИОН, МЧС;


— ГУ - граждане, уволенные с военной службы и получающие сертификат в субъектах России;


— БК - для переселяемых из Байконура;


— ПС - для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера;


— В - вдовы военнослужащих, погибших во время службы в Вооруженных силах;


— ГА - молодые ученые.



Получив сертификат, участник подпрограммы должен в течении 2-х месяцев выбрать регион для проживания и сдать сертификат в местный банк, уполномоченный на сопровождение ФЦП «Жилище». Банк открывает счет, на который зачисляется социальная выплата и, по желанию владельца сертификата, его собственные средства, которые он собирается вложить в приобретение жилья. 

Затем участник подпрограммы должен выбрать квартиру или индивидуальный дом, отвечающий санитарным и техническим требованиям, и благоустроенный применительно к условиям населенного пункта. После заключения договора купли-продажи жилья банк переводит средства бывшему владельцу (только по безналичному расчету!). На эти операции отводится 9 месяцев с учетом времени на оформление документов.

Размер социальной выплаты вычисляется исходя из нормы предоставления жилья: 33 кв. м - для одиноких граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек, 18 кв. м - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более и вычисляются:



— для уезжающих с Крайнего Севера и молодых ученых по средней рыночной стоимости, действующей в регионе;


— для остальных категорий граждан по нормативу стоимости жилья по Российской Федерации (на 3 квартал 2012 года составляет 32 200 рублей за 1 кв.м.).



Оба вида стоимости определяются ежеквартально Министерством регионального развития РФ (см. статью Расселение аварийных и старых домов…, часть 3). 

Более подробно права и обязанности участников подпрограмм изложены в Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (Постановление Правительства от 21 марта 2006 г. № 153 с изменениями и дополнениями).



Проблемы обеспечения жильем молодых ученых


Российская наука стремительно стареет. В настоящее время количество исследователей в возрасте до 39 лет составляет 13% от общего количества ученых, что вызывает справедливое беспокойство. С помощью ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» планируется за четыре года привлечь еще один процент молодых ученых за счет строительства общежитий и проведения молодежных конкурсов и олимпиад. Других стимулов чиновники Министерство образования и науки придумать не смогли.

Более привлекательным выглядит программа по обеспечению жильем молодых ученых в рамках мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан ФЦП «Жилище». Молодым ученым предоставляются жилищные сертификаты по правилам, приведенным выше, при этом они обязуются еще 5 лет проработать в научном учреждении. Сбор сведений, координация и раздача сертификатов осуществляется Российской академией наук (РАН) и ее отделениями - Дальневосточным, Сибирским и Уральским. Однако новые требования к претендентам на участие в программе и низкий уровень организации в РАН ставят изрядные барьеры на пути к реализации прав молодых исследователей на жилище.

До 2011 года право на получение жилищного сертификата имели научные работники со стажем не менее 5 лет в возрасте до 35 лет (для кандидатов наук) и до 45 лет для докторов наук. В 2011 году возрастной ценз для докторов наук опустили до 40 лет и прибавили пункт, по которому претендент должен являться нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса (ЖК) РФ.

Согласно статистическому сборнику «НАУКА РОССИИ В ЦИФРАХ: 2011» докторов наук в системе РАН числится около 10 тысяч человек; по данным социальных исследований из них 3 процента составляют ученые в возрасте до 40 лет. В возрастной категории 40-50 лет их доля увеличивается до 12%, так что оставшиеся 300 человек с 2012 года получают редкий шанс на улучшение жилищных условий.

Нуждающимися в жилище признаются граждане, проживающие на площади менее нормы обеспеченности (~10 кв.м на человека). По статье 51 ЖК РФ для определения уровня обеспеченностью жилой площадью суммируется все жилые помещения, находящиеся в собственности или в соцнайме гражданина и его семьи, где бы эти помещения ни располагались. Проблема в том, что ученый в чем-то схож с гастарбайтером: он работает там, где его специальность востребована. Представьте себе астронома вне обсерватории, или физика-теоретика без синхрофазотрона, кому они нужны? А в родном поселке ученого центр научной мысли – сельскохозяйственный техникум и ларек Союзпечати. Не продавать же дом в призрачной надежде на сертификат?

У ученых-москвичей многое упирается в размер социальной выплаты – около 2-х миллионов рублей при запрете расходовать эти деньги на приобретение жилья в Подмосковье.

Касательно других категорий владельцев жилищных сертификатов были внесены изменения в Постановление Правительства от 21 марта 2006 г. № 153, по которому жители Москвы и Санкт-Петербурга приобретали право на выбор жилища в Московской и Ленинградской областях соответственно. Но для молодых ученых действуют правила, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. № 765, куда подобные изменения не вносились!

Еще одна проблема: сроки реализации сертификатов. Документ выписывается в апреле, а на руки через все отделения-комиссии попадает в сентябре-октябре. И до Нового года надо успеть подобрать подходящую квартиру.

Вместе с тем, из выданных в 2011 году 218 сертификатов не реализован был только один. А вот средства на закупку и строительство жилья, выделенные по программе «Жилище», Академией наук не были освоены. Пришлось возвращать деньги в бюджет.

Не надеясь на способности академических хозяйственников, Минрегионразвития РФ приказом от 9 июля 2012 г. № 297 произвел дополнительный выпуск 1536 государственных жилищных сертификатов (помимо 213, выданных в начале 2012 года) на приобретение жилья для молодых ученых. Осталось посоветовать молодым деятелям науки настойчивей требовать с нерасторопного руководства решения жилищных проблем.

Подпрограмма «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации»


Разработчиком и заказчиком этой подпрограммы является Министерство регионального развития РФ, которое проводит последовательную политику по стимулированию регионов, где введены соответствующие их требованиям системы хозяйствования. На эти цели в 2011 - 2015 годах отводится средств федерального бюджета - 21,07 млрд. рублей и планируется привлечь средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на такую же сумму.

В результате целенаправленных денежных вливаний, в лояльных Минрегионразвитию субъектах РФ будет развиваться массовое строительство жилья экономкласса, а отсталые регионы пусть сами застраиваются, как хотят.

Впрочем, требования Минрегионразвития не содержат каких-то особенных моментов и заключаются в четком планировании строительной деятельности и проведении политики стимулирования частной инициативы. Самое главное - должна быть разработана региональная программа развития жилищного строительства, предусматривающая:



— введение упрощенного порядка предоставления земельных участков под малоэтажное жилищное строительство; 


— разработку документов территориального планирования; 


— комплексное развитие коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства;


— развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья экономкласса; 


— стимулирование частной инициативы граждан в жилищном строительстве; 


— формирование условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, в том числе жилищно-строительных кооперативов;


— развитие местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов;


— реализацию проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства;


— осуществление мероприятий по обеспечению жильем семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского капитала в целях улучшения жилищных условий; 


— строительство жилья экономкласса, в том числе малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности.




Субсидии в рамках данной подпрограммы могут быть использованы как на строительство и реконструкцию жилых домов, объектов социальной инфраструктуры и предприятий строительной индустрии, так и на прокладку автомобильных дорог в новых микрорайонах.

Минрегионразвития следует своей стандартной схеме, испытанной на программе расселения аварийных и ветхих домов. Но в отличие от той программы, вызвавшей повышение социальной напряженности в ряде регионов, здесь побочным эффектом может быть разве что увеличение уровня бюрократизации органов местного самоуправления.

Странно другое. На жилищные сертификаты выдается свыше 170 млрд. рублей, а на жилищное строительство всего 21,1 млрд., стимулируя таким образом закупку жилья в коммерческом секторе. Не выгодней было бы увеличить темпы возведения муниципального жилья с условием преимущественной покупки его на сертификаты, как это делается в Москве по программам содействия города в приобретения жилья? Тогда средства, выделенные по ФЦП «Жилище», просто как бы перекладывались из одного кармана в другой, не уходя на сторону.



Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»


Данная подпрограмма должна была завершиться в 2010 году, но к назначенному сроку не все работы были закончены. Из 315 пунктов осталось завершить 21 проект по строительству и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры. Кроме того, во многих случаях устарела проектная документация, разработанная в 1984 - 1999 годах, что увеличило стоимость работ и сроки ее выполнения.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, приведу несколько примеров завершающихся строек:



— продолжение главного коллектора канализации северной части г. Санкт-Петербурга от Финляндского моста до Кантемировской улицы;


— техническое перевооружение станции аэрации, г. Орел;


— строительство котельной в селе Усть Белая.




Поскольку в приложении к паспорту подпрограммы приводится конкретный список строящихся объектов, останавливаться на этом не буду, замечу лишь, что планируемый результат: снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры с 60% в 2004 году до 50% по оценкам экспертов так и не был достигнут, хотя работа проделана огромная.




Заключение


В своем знаменитом интервью на Первом канале 4 июня 2012 года, на вопрос В.В. Познера:

«Одним из признаков предстоящего взлёта Вашей карьеры многие посчитали то, что именно Вы стали куратором так называемых национальных проектов. Почему мы ничего не слышим о них сегодня? Как-то нет разговора. Слова «доступное жильё» по-прежнему всё-таки остались красивыми словами, лозунгом, но не очень-то реально… Что Вы скажете на это?»

Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев ответил:

«…Что касается жилья, тема действительно очень сложная. Мы сегодня сидели, разговаривали. Мы начинали с того, что у нас объём ветхого жилья, который должен был включиться в программу, – 7 млн. кв. м, а сейчас получается 10, потому что оно растёт. Мы решаем проблему, а часть жилья переходит в разряд ветхого и неблагоустроенного. Это первое.

И, наконец, самое последнее по национальным проектам: неверно, что мы ими не занимаемся. Остались все те структуры, которые этим занимаются, и регулярно и Президент, когда я был Президентом, и Председатель Правительства проводят мероприятия. Остаётся финансирование национальных проектов, причём часть этого финансирования выведена уже в государственные программы. Это десятки миллиардов рублей. Так что тема не только не умерла, она живёт, может быть, она стала более рутинной, но это нормально, потому что ей уже всё-таки почти, наверное, шесть лет».

Владимир Владимирович нашел, как спросить, а Дмитрий Анатольевич знал, что ответить. Нормальная рутинная работа. Пожалуй, про ФЦП «Жилище» лучше и не скажешь. Не за шесть – за десять лет были отлажены государственные механизмы раздачи денег на адресную помощь в приобретении жилья, программы благоустройства. Создана необходимая бюрократическая система, ведется отчетность… Вот только на официальном сайте приоритетных национальных проектов последнее обновление было в 2009 году, протоколы заседаний от 2007 года, а ход реализации вообще в архиве. А зачем? Все и так идет своим чередом. Рутина.



Документы


Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 «Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы».

Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы». Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. N 765 г. «О порядке предоставления молодым ученым субсидий на приобретение жилых помещений в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы».



Полезные ссылки


Сайт ФЦП «Жилище»

Сайт Приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье» (от ред: на 10 марта 2013 г. в доступе не найден)

 

 

Источник: realto.ru