Поиск по сайту:

Государство предоставило саморегулированию в строительстве последний шанс

Государство предоставило саморегулированию в строительстве последний шанс. Но далеко не все желают им воспользоваться

 

Государство проводит широкомасштабную реформу саморегулирования в строительной отрасли. По сути дела, речь идет о кардинальной перезагрузке всей этой сферы, формировании на ее основе иных принципов. Процесс идет трудно, и это связано как с недостатками и недочетами нового законодательства, так и с тем, что пока строители с трудом осваиваются в новой для себя реальности. Участники круглого стола «Законодательные новеллы в строительной отрасли: игра по новым правилам», проведенного на днях по инициативе «Деловой России», попытались проанализировать ситуацию в саморегулировании и дать ответы на наиболее актуальные вопросы.

 

 Последний шанс      

 

Реформа саморегулирования в строительстве в самом разгаре, однако, чем она в конечном итоге завершится, сейчас не ведает никто. Слишком еще свеж в памяти негативный опыт предшествующих попыток изменить и реформировать эту сферу. Тогда эти попытки успешно торпедировали сами саморегуляторы.

 

По сути, они создали своеобразный саморегулируемый оффшор, который позволял переводить в него средства из строительного комплекса страны. Руководители многих СРО сформировали настоящую мафию, торгующую своими услугами, в первую очередь, допусками на рынок и манипулированием компенсационными фондами.

 

По словам директора правого департамента Минстроя и ЖКХ РФ Олега Сперанского, цель нынешней реформы — вернуть институту саморегулирования функции саморегулирования. Поскольку «чиновники от саморегулирования» вовсе не были заинтересованы в развитии этой сферы, она и не развивалась. По сути, вся деятельность многочисленных СРО ограничивалась сбором денег с их членов, при этом плательщики не принимали в работе своих организаций практически никакого участия. 

 

— Нет смысла скрывать, что новая реформа — это последний шанс для саморегулирования, который предоставило ему государство, — прямо заявил Олег Сперанский и резюмировал: — Однако если эта попытка закончится неудачей, властям придется кардинально пересмотреть свое отношение к этому институту.

 

Реформы не для проформы

 

Именно для того, чтобы изменить ситуацию, и затеяны столь масштабные преобразования. Что имеется в виду?

 

Во-первых, во многом изменены параметры саморегулирования: от обязательного членства в СРО освобожден малый и средний бизнес.

 

Во-вторых, значительно увеличена ответственность генеральных подрядчиков как за свою деятельность, так и за работу привлекаемых на принципе субподряда других строительных организаций.

 

В-третьих, претерпели изменения условия формирования компенсационных фондов (КФ). СРО станут формировать два КФ: для возмещения вреда и для  обеспечения договорных обязательств.

 

С целью сохранности средств ЦБ опубликовал список из 12 кредитных организаций, где можно будет хранить эти деньги. И уже к 1 ноября текущего года все СРО обязаны перевести средства своих КФ в один из этих банков.

 

Впрочем, известно, что у 51 СРО потери КФ носят критический характер. Число СРО, которые утратили часть средств, еще больше, но пока их положение считается приемлемым.

 

По словам Олега Сперанского, после того как СРО переведут КФ в уполномоченные банки, станет окончательно ясна общая картина: у кого и сколько сохранилось средств, а кто и сколько их утратил.

 

Другой не менее важный процесс — создание СРО по региональному принципу. Однако, как свидетельствует чиновник, пока это положение законодательства выполняется далеко не всегда. Во многом процесс идет по старинке: строительные фирмы по-прежнему стремятся вступить в СРО Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Такая ситуация вскоре может обернуться настоящим хаосом, когда большому числу строительных компаний придется в срочном порядке переходить из одних СРО в другие. Но об этом чуть ниже.

 

Следует учитывать, что после завершения переходного периода 1 июля 2017 года переводиться из одних СРО в другие станет невозможно без потери компанией собственной доли в КФ. А потому о своих дальнейших шагах строителям надо задуматься заблаговременно.

 

Эта тема особенно важна на фоне нынешних реалий. Некоторые СРО сегодня де-факто работают в режиме, так сказать, одного окна: они лишь принимают документы на членство и больше ничем не занимаются. Да там кроме приемщика и охранника другого персонала и нет: все остальные либо в бессрочном отпуске, либо вообще не существуют.

 

 А поутру они проснулись

 

При этом, как показывает практика, из–за пассивности большинства членов СРО немало руководителей строительных фирм до сих пор не знают об утрате своих перечислений в КФ, отмечает начальник Службы судебно-претензионной работы Ростехнадзора Андрей Гаврилов.

 

Они заплатили положенные взносы, выдали доверенность руководству  СРО на участие от их имени в общем собрании — и благополучно забыли про свое членство в организации. А  теперь, когда надо принимать срочные решения о своем будущем в СРО, они не знают ни реального положения дел, не понимают, что следует делать в нынешней ситуации.

 

Между тем сегодня в этой сфере обозначалось самое настоящее броуновское, то есть хаотичное, движение. Исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин приводит такую статистку. На апрель 2016 года в стране насчитывалось 127 тыс. строительных организаций — членов СРО, к концу октября их осталось 123 тыс. За этот период 2 тыс. компаний вступили в различные СРО, а покинули саморегулируемые организации 6 тыс. строительных фирм.

 

Причины тут разные. Но есть основания для вывода о том, что многие строительные компании ушли из саморегулируемых организаций, не желая быть подвергнутыми контролю и проверке с их стороны.

 

Раньше СРО работали на повышение числа своих членов, многие из них только числились в реестре, но никакой хозяйственной деятельности не вели. А сегодня СРО становятся заинтересованными в повышении качества своих участников.

 

Правда, не все СРО пока настроены на конструктивную работу. По словам Виктора Прядеина, некоторые из них придумывают сложную процедуру выхода из своих рядов для строительных компаний. Но это настоящий произвол с их стороны, поскольку законодательство ничего подобного не предусматривает, подчеркнул функционер Нацобъединения.

 

В этой связи Виктор Прядеин отмечает значимый факт: в НОСТРОЙ сегодня идет целый поток жалоб, связанных с членством в СРО и переходами из одних организаций в другие. Однако от тех самых «уволившихся» 6 тыс. компаний претензий поступает крайне мало. О чем это свидетельствует? О том, что процесс самоочищения запущен, резюмирует г-н Прядеин.

 

Сегодня СРО действуют в 71 регионе РФ, в остальных их нет. Однако не исключено, что в скором времени они там появятся. Например, в Ульяновской области зарегистрировано первое СРО. Но если где-то они так и не возникнут, в этом случае закон позволяет вступать в СРО соседнего субъекта Федерации.

 

И еще один нюанс. Строительные компании должны сами решить, будут ли они участвовать в качестве субъектов в системе госзаказа. Если да, то они обязательно должны вступить в СРО.

 

Со всеми этими и целым рядом других вопросов придется  определяться, и чем скорее, тем лучше. Иначе может случиться, что однажды утром руководитель компании вдруг поймет, что надо срочно решать, что делать, а времени на это уже нет.

 

Это только на первый взгляд кажется, что переходный период большой. На самом деле сроки сжатые, а сделать предстоит много. И, право, станет обидно, если из-за нерасторопности и беспечности руководителей строительных организаций последний шанс для саморегулирования в нашей отрасли будет упущен.

 

 

Источник: http://www.rcmm.ru