- Опубликовано: 07.12.2012
- Просмотров: 1220
Время от времен на самом популярном риэлторском форуме России разгораются дискуссии по поводу мультилистинговой системы кооперации риэлторов по совместной продаже объектов недвижимости. Чаще всего все дискуссии сводятся к нескольким неутешительным выводам:
- это хорошо для Америки, а у нас - другой менталитет;
- это устарело, поскольку уже есть свободное и доступное обращение информации в Интернете;
- чистота информации убьет профессию, поскольку только в грязной водице можно проявить себя настоящим профессионалом;
- это все, конечно, здорово, и очень хотелось бы, чтобы у нас такое тоже было, но, увы, при нашей жизни такое невозможно.
А давайте посмотрим на МЛС с точки зрения бизнеса, т.е. денег. Сначала посмотрим, где же лежат деньги тех, кто решится-таки и создаст МЛС. Посмотрим на америкаснкий опыт, поскольку он уже есть, а заодно с ним есть и я, кто может вам этот опыт разъяснить изнутри и вполне доступно :).
Для начала разберемся с рекламной стороной дела. Для большинства МЛС - это прежде всего объединенная база объектов по недвижимости, а баз нынче - немеряно.
На сегодняшний день американский ландшафт объявлений о недвижимости состоит из сотен разнообразных площадок, рекламирующих практически одни и те же объекты.
Не важно - он-лайн или офф-лайн - каждая площадка делает деньги на своем: кто-то торгует трафиком
(т.е. рекламой), кто-то - сервисами для профессиональных продавцов недвижимости, кто-то - доступом к информации, кто-то - доступом к вводу информации, кто-то - аналитикой, построенной на обработке чужой информации.
Если присмотреться, то коммерция, построенная в интернете на недвижимости, хоть и выглядит разнообразной, но сводится в итоге к нескольким простейшим, описанным выше, формам.
На чем же делает (или может делать) деньги МЛС?
Грубо говоря, коммерческой стороной МЛС является торговля доступом к вводу информации. Покупателями доступа к вводу и, соответственно, к пользованию актуальной и архивированной информацией являются только и исключительно сами риэлторы - творцы и главные потребители этого добра. На этом же, по-моему, в Москве строит бизнес ЦИАН (поправьте, если неправа).
Заклятый друг ЦИАНа ВИННЕР строит бизнес на торговле доступом к самой информации. МЛС тоже торгует данными, но не в таком масштабе, поскольку торговля доступом к информации для МЛС вторична. Субъектами торговли (покупателями) в МЛСах являются оценщики, гос.служащие, банки, коммерческие предприятия, а также те самые порталы, которые торгуют купленной оптом информацией уже в розницу .
В отличие от ЦИАН, ВИННЕРА и от любых других известных в России площадок, МЛСы не являются самостоятельными бизнесами, а представляют собой сервис для тех, кто управляет порядком в самих МЛС, т.е. для РИЭЛТОРОВ, которые не только создают информацию, но и берут на себя (через Ассоциации) полицейские функции по соблюдению правил ее ввода и по управлению ею.
Именно поэтому первичной целью МЛС становится не зарабатывание денег для самих систем и их акционеров, а обеспечение своих членов ИНСТРУМЕНТАМИ ДЛЯ ЗАРАБАТЫВАНИЯ ДЕНЕГ.
Другими словами, в МЛС деньги лежат не столько для тех, кто сервисы предоставляет, сколько для самих членов системы - для риэлторов, таких же, как я и вы.
Но для того, чтобы деньги эти в МЛС появлялись, должен работать главный и основной принцип, без которого МЛС становится обычной базой - такой же, как все прочие. Имя этому принципу - обязательное (даже принудительное, если хотите) профессиональное сотрудничество между риэлторами и объединяющими их компаниями.
А как вы видите взаимоприбыльное сотрудничество между риэлторами в рамках МЛС или в иных формах?
Источник: ners.ru