- Опубликовано: 08.02.2013
- Просмотров: 1116
В конце прошлого года правительство утвердило "дорожную карту", повышения качества госуслуг в сфере регистрации недвижимости.
Член президиума Ассоциации юристов России Михаил Барщевский поговорил с руководителем Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Натальей Антипиной о том, что теперь меняется для граждан, пожелавших, к примеру, зарегистрировать садовый домик. И сколько денег и времени это будет стоить.
Наталья Николаевна, 1 декабря 2012 года распоряжением правительства РФ утверждена "дорожная карта" "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Каковы основные цели и задачи этого документа?
Наталья Антипина: Мы хотим сделать эффективной систему регистрации прав в стране. Не секрет, что в этой сфере существуют проблемы. За примерами далеко ходить не надо: каждый из нас сталкивался с регистрационной системой, видел очереди, знает сроки предоставления услуг, мы хотим эти проблемы решить. Для нас важно, во-первых, выстроить систему, которая будет ориентирована на клиента и, во-вторых - навести порядок с качеством ресурсов.
Это красивые слова, а вот с чем сталкивался я сам. У меня было свидетельство о праве на недвижимость, на землю, был кадастровый план, и вдруг я получаю письмо о том, что мне надо все это перерегистрировать. Теперь геодезическая съемка на местности должна быть сделана со спутниковыми маячками, это стоит 40 тыс. рублей, выдача нового свидетельства будет стоить 20 тыс. рублей, итого, кругом бегом, за то, чтобы просто переоформить право на мой участок, причем мне это не нужно, с меня хотели содрать 85 тыс. рублей. "Дорожная карта" не приведет к тому, что население в очередной раз обирут, чтобы оформить то, что ему и так принадлежит?
Наталья Антипина: Нет, я не думаю, что она приведет к увеличению тарифов. И потом, надо разделить проблемы. У нас межевание земельных участков и оформление всех документов для постановки на кадастровый учет осуществляют кадастровые инженеры. Это самостоятельный профессиональный институт, который был введен законом о кадастре.
Получающий деньги не от государства, а от людей?
Наталья Антипина: От граждан, да. И с этим институтом действительно тоже надо наводить порядок, повышать его ответственность, увеличивать штат, потому что он пока очень небольшой, и развивать рынок кадастровых инженеров, чтобы снижать стоимость этих услуг.
Что касается самих услуг, с которыми вы столкнулись, надо рассматривать каждую конкретную ситуацию, изучать конкретные документы. Действительно, у нас услуги сложные, но мы для того и готовили "дорожную карту", чтобы разработать четкие внятные правила оказания услуг для любого заявителя, чтобы у него не возникало замешательства и беготни по инстанциям.
У меня была ситуация, когда на старой карте БТИ у меня были одни координаты, а после аэрофотосъемки, когда сделали по отметкам новую карту, у меня произошло наложение с соседним участком на 20 см. В этой связи отказали в регистрации и мне, и соседу. Как быть в такой ситуации, ведь нашей-то вины нет, забор между нами стоит с 30-го года?
Наталья Антипина: Да, такая проблема, связанная с описанием пространственных данных, существует. И она также обязательно будет решаться в рамках "дорожной карты", потому что все эти неточности ведут к судебным спорам. А мы хотим, чтобы это было досудебное рассмотрение, чтобы облегчить жизнь всем.
То есть вы хотите предложить порядок, при котором я с моим соседом подписываю соглашение, которое для вас является источником информации и которое вы не оспариваете?
Наталья Антипина: Абсолютно точно. Это и снижение нагрузки на суды, и решение ваших проблем, оперативное причем.
Скажите, а МФЦ - многофункциональные центры предоставления государственных муниципальных услуг - это ваша структура или муниципальная? И чем они будут заниматься?
Наталья Антипина: В 210-м Законе об услугах дано определение многофункционального центра. Именно они будут предоставлять гражданам услуги по принципу одного окна. По закону это не наша структура, а муниципальная, региональная, в которой предоставлены комфортные условия получения наших услуг и услуг других органов. В соответствии с постановлением правительства все наши услуги являются обязательными для предоставления в МФЦ.
Они предоставляются бесплатно или платно?
Наталья Антипина: Эти услуги предоставляются бесплатно. Кроме того, актом правительства, принятым в декабре, определен закрытый перечень услуг, которые могут оказываться в помещениях МФЦ. Никаких взиманий средств сверх установленной госпошлины или иной платы за услуги, которая установлена актами правительства, не может быть вообще.
Недавно премьер-министр провел в Москве селекторное совещание по этой теме со всеми губернаторами. Было подчеркнуто, что, согласно 601-му Указу, у нас к 2015 году уже 90% услуг должно предоставляться в МФЦ. Эта задача была названа приоритетной. И это ответственность, в том числе и региональных властей, губернаторов, которые, по сути, обязаны обеспечивать шаговую доступность получения услуг для своих жителей.
А на практике сегодня губернаторы являются вашими союзниками или, наоборот, вам приходится с ними бороться?
Наталья Антипина: Как мне кажется, они являются нашими союзниками. Я не вижу таких проблем, которые приходилось бы выносить на другой уровень. Мы находимся в конструктивном диалоге, и развитие идет. Просто, в зависимости от возможностей региона, где-то оно идет медленнее, где-то - быстрее.
Представим себе, что вы добились максимального эффекта и сделали все, что хотели. Как это будет тогда выглядеть для гражданина?
Наталья Антипина: Существует два способа. У гражданина есть право либо получить услугу в электронном виде, либо сходить в офис. В основном пожилые люди предпочтут пойти в офис, это привычка. Но я буду счастлива, если все граждане будут обращаться к нам в электронном виде. До 70% услуг должно предоставляться в электронном виде. Это удобно, просто, понятно и оперативно. А что касается личного посещения офиса, то конечно, минимальное нахождение в очередях для подачи документов и четкий перечень документов, который вы должны сдать.
Сколько людей сегодня работает в вашей системе?
Наталья Антипина: Вместе с кадастровой палатой получается около 70 тысяч.
А кто ваши специалисты по профессии?
Наталья Антипина: У нас многоплановая деятельность, но, в основном, у нас работают экономисты и юристы. Например, высшее юридическое образование имеют все регистраторы. Но у нас есть и картографы, и геодезисты.
Скоро завершается бесплатная приватизация жилья. Вы готовы к этому?
Наталья Антипина: Да, 1 марта бесплатная приватизация завершается, в связи с чем дана установка, чтобы наши территориальные органы до 28 февраля работали оперативно, если потребуется, в круглосуточном режиме. То есть эта ситуация нами контролируется.
Если я подам документы на приватизацию жилья до 1 марта, но 28 февраля, вы проведете регистрацию?
Наталья Антипина: Да, проведем. 1 марта прекращается не процедура приватизации, а прием документов на приватизацию.
Какую проблему в вашей сфере вы считаете важнейшей?
Наталья Антипина: Я бы с землей разобралась, неразграниченной собственностью. Мы должны, наконец, понять, чем мы управляем. Необходимо совершенствовать использование земельных ресурсов и принимать меры в отношении неэффективно используемых участков земли.
Ключевой вопрос
Вы переходите к системе одного окна, и если мне, например, нужно оформить участок, я прихожу в одно место один раз, а дальше запрашивать справки из других органов власти не мое дело?
Наталья Антипина: Да, это самостоятельное направление "дорожной карты". Это межведомственное взаимодействие. Вообще-то закон вступил в силу еще в июле 2010 года, соответственно, все органы должны работать в этом формате. Если вы пришли к нам, мы обязаны запросить всю информацию в иных государственных и муниципальных органах и вас не гонять. К сожалению, у нас этот проект находится еще в стадии развития, потому что некоторые органы еще не присоединились к этой системе. Речь идет о судах, ЗАГСах и органах опеки. Но и они к 2015-2016 году должны присоединиться к этой системе.
То есть другими словами - они сегодня нарушают закон?
Наталья Антипина: Нет, они не нарушают, потому что в законе об услугах сделаны исключения, и некоторые документы отнесены к документам личного хранения. В будущем они должны быть выведены из этого перечня, а названные органы - перейти к межведомственному взаимодействию.
Источник: Российская Газета