Поиск по сайту:

Осталось принять соответствующие поправки в Налоговый кодекс — сроки еще не определены, но сомнений нет — с этим задержки не будет. За введение в России единого налога (одновременно на землю и имущество физлиц) высказалось высшее руководство страны. Минфин предлагает вводить налог с 2014 до 2018 года — по мере готовности регионов. Президент считает, что проект должен стартовать уже в следующем году. В число пилотных регионов, вероятно, войдут 12 субъектов: Калининградская, Калужская, Кемеровская, Иркутская, Нижегородская, Ростовская, Самарская, Тверская области, Краснодарский и Красноярский края, республики Башкирия и Татарстан.

Идея обложить население единым налогом на недвижимое имущество обсуждается еще с конца 1990-х. Вехой стал 2004 год, когда Госдума рассматривала соответствующие поправки в Налоговый кодекс. Предполагалось уже в 2007 году ввести новый налог из расчета рыночной стоимости объектов недвижимости вместо действующей до сих пор инвентаризационной, которую устанавливает бюро техинвентаризации (БТИ). Это дало бы "рост налоговых поступлений от 10 до 50-60 раз".

Почти десять лет документ дорабатывался, а срок введения коммерческого налога все время отодвигался: теперь вот названа новая дата — 2014-й. Все упиралось в разработку механизма оценки рыночной стоимости недвижимости и создание единой базы данных, так называемого государственного кадастра недвижимости.

Необходимость введения рыночного налога на недвижимость объяснялась несколькими причинами.

Во-первых, говорили разработчики, налог на недвижимое имущество физлиц должен заменить два других налога: на землю и на имущество, которые собственники платят в местные бюджеты. Уплата единого налога сделает "муниципалитеты самодостаточными в финансовом плане", то есть снимет нагрузку с федеральной казны, которая сейчас их дотирует.

Во-вторых, были надежды, что этот налог заставит раскошелиться владельцев крупных земельных угодий и дорогой недвижимости. То есть станет чем-то вроде налога на роскошь.

В-третьих, предполагалось, что единый налог поможет обеспечить граждан доступным жильем. Для этого надо обложить высоким налогом так называемое инвестиционное жилье, которое используется для сдачи в аренду и раскручивает рост цен на рынке недвижимости.

Все три перечисленные причины должны были убедить население в пользе инициативы. Стоит ли удивляться данным социологических опросов, которые показали: большинство россиян положительно относятся к инициативе. А 35% респондентов вообще высказались за увязывание ставки налога с уровнем доходов. Идея заставить платить богатых больше всего понравилась средне- и плохо обеспеченным россиянам.

А вот у экспертов предложенные аргументы вызывают сомнение.

— Рыночное налогообложение недвижимости — это нормальная практика, которая применяется во многих странах,— разъясняет "Огоньку" вице-президент Российского общества оценщиков Евгений Нейман.— Налог позволяет решать вопросы содержания больниц, школ, муниципальных структур. Однако наш закон не предусматривает гарантий, что муниципалитеты потратят поступившие от этого налога средства именно на развитие территорий, инфраструктуру, а не по собственному усмотрению. Вводить этот налог как одну из форм налога на роскошь было бы неправильно. Что считать роскошью? В Москве это может быть объект стоимостью 30 млн рублей, а где-нибудь в регионе — это 100 тысяч.

— В борьбе с инвестиционным жильем введение такого налога не поможет,— говорит "Огоньку" Андрей Хромов, член нацсовета Российской гильдии риэлторов.— Сейчас ситуация на рынке недвижимости достаточно стабильна, доходность от него невелика. В Московской области рост цен на недвижимость не превышает инфляцию.

По проекту Минфина, налог на недвижимость будет начисляться владельцам земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей. В вычислении ставки определена граница - 300 млн рублей. Все, что оценено до этой суммы, будет облагаться налогом от 0,1 процента до 1,5 процента, что выше — 0,5-1,5 процента. Действующие сейчас ставки почти такие же. Так что главное новшество — изменившаяся налоговая база, теперь это кадастровая стоимость недвижимости (считается, что она близка к рыночной цене).

В проекте содержатся еще два волнующих нововведения. Предлагается обложить налогом "недострой". Но здесь возникают вопросы: что считать "недостроем" и когда считать объект готовым, чтобы начислять налоги уже в полном объеме. Пока что решение, закончено строительство дома или нет, у нас принимает собственник, и многие этим пользуются.

Другое нововведение касается налоговых льгот. В частности, в минфиновском проекте в числе льготников не упомянуты пенсионеры, которые сейчас от налогов освобождены. И понятно, какую реакцию это вызовет у главного электорального ресурса.

Самый же болезненный вопрос: сколько все-таки придется платить? По предварительным расчетам Минфина, за двухкомнатную квартиру площадью 55 квадратных метров сумма налога составит 1200 рублей в год, за трехкомнатную площадью 75 квадратных метров — 1800 рублей. Сейчас налоговые отчисления за такие квартиры порядка 600 рублей. Вот и получается — будем платить в три раза больше.

При этом выясняется, что в эти расчеты Минфин закладывал так называемую рыночную цену квадратного метра жилья — около 20 тысяч рублей. Хотя в Москве, к примеру, сделки по недвижимости сейчас идут из расчета 150-160 тысяч рублей.

И дело, конечно, не в том, что Минфин не знает, сколько стоит недвижимость в столице. Просто при составлении единой кадастровой базы Росреестр использовал договоры купли-продажи. А в документах, как известно, не всегда указывают реальные суммы, и как раз для того, чтобы уйти от уплаты налога. Не надо быть Нострадамусом, чтобы понять: следующим шагом будут регламенты, отменяющие саму возможность указывать в документах по сделкам купли-продажи фиктивную сумму. А с реальных цен и налоги будут платиться в несколько раз больше.

Упущенный доход

Почти треть собственников жилья — льготники и платят налоги не полностью. Большая же часть налогооблагаемого имущества — дешевое, низкокачественное жилье

 

По данным  Федеральной налоговой служба, за 2011 год

69 048 346 налогоплательщиков платят налог на имущество физлиц. Из них:

25 035 308 налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы

35 442 760 объектов, по которым налог предъявлен к уплате. Из них:

32 533 618 жилых объектов

23 978 966 объектов с инвентаризационной стоимостью до 300 тысяч рублей

6 941 521 объектов стоимостью от 300 до 500 тысяч рублей

4 522 273 объектов стоимостью свыше 500 тысяч рублей

9,5 трлн рублей составила общая инвентаризационная стоимость налогооблагаемых объектов

24,3 млрд рублей составила подлежащая уплате сумма налога, в том числе:

18,9 млрд рублей начислено по жилым объектам

15,7 млрд рублей составила сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с налоговыми льготами



Мария Портнягина

Источник: realto.ru