Изменились правила регистрации прав на недвижимость
- Опубликовано: 27.01.2015
- Просмотров: 1861
Вступили в силу положения закона N 447-ФЗ, касающиеся кадастрового учета. Общий срок госрегистрации прав на недвижимость сокращен с 18 календарных до 10 рабочих дней. Также сокращен общий срок государственного кадастрового учета, опять-таки с 18 календарных до 10 рабочих дней.
Кроме того, с 1 января 2015 года установлена возможность исправления кадастровой ошибки органом кадастрового учета в сведениях о местоположении границ и площади земельных участков без согласия их правообладателей.
Закон предусматривает и другие новшества: вводится механизм проведения комплексных кадастровых работ в отношении всех объектов недвижимости, расположенных на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов. Заказчиком таких работ может выступать уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, а в субъекте РФ - орган исполнительной власти соответствующего субъекта.
Новый закон создает правовую основу для повышения качества государственного кадастра недвижимости - внесения точных сведений о границах земельных участков и расположенных на них зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства. Это, в свою очередь, способствует расширению налоговой базы, привлечению инвестиций в регионы. Постепенное сокращение сроков проведения регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, предусмотренных законодательством, повышает ответственность Росреестра при оказании государственных услуг. При сокращении времени для осуществления процедур усилия ведомства направлены на повышение качества проведения правовой экспертизы необходимых для этого документов.
- Россия значительно улучшила свои позиции в международном рейтинге Doing Business-2015. Среди показателей, по которым оценивалась Россия в рейтинге 2015 года, самый высокий результат по показателю "регистрация собственности" - 12-е место из 189 стран-участниц. Какие достижения берутся за основу при определении уровня комфорта для бизнеса при проведении регистрации прав на недвижимость?
Васильев: Оценивается сокращение количества процедур, необходимых и обязательных для осуществления государственной регистрации права собственности, сроки оказания услуг и денежные затраты при проведении регистрации прав на недвижимость. В течение года удалось уменьшить количество таких процедур до трех, сроки до 18 дней. За счет сокращения процедур сократились и финансовые затраты организаций при оформлении прав собственности.
- Что в первую очередь дает возможность упростить регистрацию прав на недвижимость и получение других госуслуг в этой сфере?
Васильев: Безусловно, это развитие информационных технологий для оказания услуг в электронном виде. Уже сейчас можно с помощью Интернета поставить объект на кадастровый учет, получить сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН). Например, на данный момент около 28% услуг по постановке на кадастровый учет оказывается через Интернет. При этом перечень электронных услуг постоянно расширяется. В соответствии с "дорожной картой" в марте 2015 года станет возможна регистрация прав на недвижимость в электронном виде.
- Значит ли это, что зарегистрировать права на недвижимость можно будет не выходя из дома?
Васильев: Да, для подачи документов на регистрацию прав нужен будет доступ к Интернету и усиленная квалифицированная электронная подпись заявителя, которую можно получить в удостоверяющем центре, аккредитованном в установленном порядке. Поэтому услугу можно получить не выходя из дома или, например, находясь в командировке. При этом получить документы, подтверждающие проведенную государственную регистрацию прав, также можно будет в электронном виде.
- Какие еще нововведения в сфере регистрации прав и кадастрового учета недвижимости ждут россиян в ближайшее время?
Васильев: Введение единой учетно-регистрационной процедуры, которая предусмотрена проектом Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости". Не могу сказать, что это случится в ближайшее время: сейчас проект закона принят Госдумой в первом чтении. В случае утверждения на всех уровнях закон вступит в силу в 2017 году. В числе других новаций этим документом предусмотрена подача для кадастрового учета и регистрации прав на объект недвижимости единого пакета документов, в том числе одного заявления вместо двух, как сейчас.
- Сейчас активно говорят о начислении налога на недвижимость физических лиц исходя из кадастровой стоимости. Какова роль Росреестра в определении кадастровой оценки, ведь слово "кадастровый" четко ассоциируется с названием вашей службы?
Васильев: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии заносит результаты государственной кадастровой оценки в ГКН. Заказчиками массовой оценки объектов недвижимости являются региональные или местные органы власти, которые и утверждают ее результаты. При этом ставки налога определяются органами местного самоуправления. Именно они определяют уровень нагрузки по земельному и имущественному налогам для лиц, живущих и работающих на соответствующих территориях.
Но мы можем помочь узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости. Информацию можно получить на портале Росреестра на публичной кадастровой карте, с помощью сервиса "Информация об объекте недвижимости в режиме on-line". Кроме того, можно получить выписку из ГКН (в том числе и в электронном виде). Сведения будут предоставлены не позднее пяти дней с момента запроса. Также в Фонде данных государственной кадастровой оценки (где размещаются результаты массовой оценки) можно узнать, как определена кадастровая стоимость интересующего вас объекта.
У тех, кто не согласен с результатами кадастровой оценки, есть возможность обратиться в комиссии по ее оспариванию, созданные при каждом региональном Управлении Росреестра. В 2014 году такие комиссии приняли более 8 тысяч заявлений о пересмотре кадастровой стоимости по почти 12 тысячам объектов недвижимости. В отношении 10,5 тысячи приняты решения, остальные находятся на рассмотрении.
- По кадастровой стоимости будут начисляться штрафы за нецелевое использование земельных участков. Это инициатива Росреестра?
Васильев: Да, это одна из законодательных инициатив Росреестра. В Кодекс об административных правонарушениях вносятся нормы, в соответствии с которыми размер штрафа за нарушение земельного законодательства определяется в зависимости от кадастровой стоимости участка. Это более объективная оценка, так как в этом случае учитываются ценность и площадь земельного участка, на котором допущено правонарушение. Пока такой порядок установлен для случаев, когда сельскохозяйственные земли не используются по назначению. Госдумой принят в первом чтении проект закона, который предусматривает начисление штрафов по кадастровой стоимости для всех категорий земель.
- Предприниматели сталкиваются с тем, что не установлены границы между муниципалитетами. Какие шаги предпринимаются для решения этой проблемы?
Васильев: Границы муниципальных образований устанавливаются законами субъекта РФ, которые и описывают их прохождение. Поэтому информацию о границах муниципалитетов можно выяснить в органах местного самоуправления. Еще один источник - публичная кадастровая карта (о которой я уже говорил выше). Этот электронный сервис размещен на портале Росреестра. С его помощью можно получить бесплатную информацию, как проходит граница муниципального образования, при условии, что она внесена в государственный кадастр недвижимости. Здесь стоит отметить, что не все границы муниципальных образований внесены в ГКН. По состоянию на 1 ноября 2014 года в ГКН содержатся сведения о границах 7362 муниципальных образований и 15 559 населенных пунктов. Работой по координатному описанию границ муниципальных образований, а также внесению сведений о них в ГКН занимаются регионы. Росреестр в рамках федеральной целевой программы заключил 55 соглашений о привлечении средств бюджетов субъектов РФ, в том числе на проведение землеустроительных работ в отношении границ регионов, муниципальных образований и населенных пунктов. Обязательства субъектов в соответствии с этими соглашениями в 2014 году составляют свыше одного миллиарда рублей. Больше всех средств предусмотрено на эти работы в республиках Северная Осетия-Алания, Саха (Якутия), Удмуртия, а также в Воронежской, Калужской, Московской и Тамбовской областях. Выделенные средства направляются на проведение работ по точному определению "внешних" и "внутренних" границ регионов.