Как не стать жертвой мошенников, снимая жилье
- Опубликовано: 23.02.2015
- Просмотров: 1540
На желании подешевле снять комфортное жилье наживаются как разного рода «информационные агентства», так и недобросовестные собственники. Но довольно часто они действуют по типовым сценариям, что помогает распознать обманные схемы.
Многие приемы, которыми пользуются мошенники на рынке аренды, не меняются годами. В Петербург приезжают все новые «непуганые» наниматели – учиться, работать, делать карьеру, устраивать личную жизнь. Многие из них раньше жили в небольших городках, где отношения между людьми гораздо более доверительные, чем в мегаполисе. Кроме того, приезжие не знакомы с рыночными ценами в Санкт-Петербурге и сложившим порядком при найме жилья, а потому им бывает труднее заметить подвох.
Информационное агентство: схема № 1
Эта схема родом из 90-х, проста, но по-прежнему работает очень эффективно. В интернете даются объявления с фотографиями выглядящих комфортабельными квартир и комнат по очень низким ценам. «Демпинговые» объявления расклеиваются у вокзалов, станций метро и в других людных местах.
При звонке по обозначенным телефонам вам отвечают: «Указанная квартира уже сдана, но есть аналогичная, тоже дешевая – подъезжайте к нам в офис, дадим список с телефонами хозяев». Как правило, «офис» представляет собой комнату с двумя-тремя столами, за которыми сидят барышни. При входе – охранник. Располагаться «агентство» может в дешевой гостинице, скромном офисном центре или во встройке жилого дома, запрятанного в лабиринтах дворов. По локации – чаще всего находится рядом с Московским вокзалом, что неудивительно – большинство потенциальных клиентов приезжает в Петербург сюда.
В «офисе» происходит определенная словесная обработка клиента, включающая, как правило, обсуждение жадности крупных агентств, берущих с несчастных арендаторов комиссию в размере месячной арендной платы.
сценарий – клиента расспрашивают о предпочтениях, затем распечатывают некий список объектов на семь-десять адресов с телефонами хозяев. Прежде чем выдать список на руки, клиенту предлагается заключить договор и заплатить некую фиксированную сумму. Еще пару лет назад просили по 3-4 тыс. руб., сегодня чаще всего назовут тысяч 5-6 – что поделать, инфляция.
Дальше клиент выходит из «офиса» и начинает заниматься прозвоном – но все квартиры из списка оказываются пустышками: они уже сданы или их «передумали сдавать», либо «не туда попали», либо телефон вовсе молчит. Когда клиент возвращается с претензиями, ему в ответ укажут, вежливо или не очень, что по договору заплачено за информацию о потенциальных арендодателях, а вовсе не за гарантированное поселение.
Информационное агентство: схема № 2
Другая распространенная схема. Клиенту, обратившемуся по рекламному объявлению, подтверждают наличие данного варианта и приглашают в офис. Здесь будущему нанимателю предлагают прямо сейчас связаться и поговорить с «владельцем» жилья. Разыгрывается сценка звонка: офисная девушка деловито набирает номер, ждет ответа и, кратко переговорив с «хозяйкой», предлагает трубку клиенту. Начинается обсуждение деталей: обстановка, бытовая техника, состояние ремонта и т. д. «Хозяйка» может даже выдвинуть ряд требований, к примеру, не курить в квартире. Разговор заканчивается тем, что клиент договаривается о просмотре, причем, как правило, «хозяйка» настаивает на достаточно позднем времени – что-нибудь после восьми вечера.
Дальше следует предложение подписать договор на оказание услуг и заплатить 4-5 тыс. руб., после чего клиента отправляют на просмотр. Можно сразу заметить, что вариант жилья будет где-нибудь достаточно далеко, чтобы клиент не успел вернуться в офис в тот же день. Вечером, прождав час, а то и больше, под окнами нужного дома, клиент начинает звонить в агентство, но оно уже благополучно закрылось.
Расстроенный клиент с утра названивает в агентство, чтобы нажаловаться на «хозяйку» и во всем разобраться. Там в ответ говорят: у хозяйки неожиданно кардинально поменялись планы на сдачу ввиду форс-мажорных обстоятельств. И, увы, деньги вернуть не могут, так как согласно подписанному договору на оказание услуг агентство было обязано предоставить контактные данные владельца именно по этому адресу и они свою работу выполнили. Клиент начинает грозить в ответ разными карами, но все это плохо помогает вернуть средства.
Оформление через «юриста»: схема № 3
Схема разыгрывается с участием «собственника» жилья, с которым клиент связывается по телефону, а затем его просят встретиться с «юристом», якобы для правильного заключения договора. «Хозяин» всячески убеждает, что у него есть знакомый юрист, который правильно оформит договор и возьмет предоплату в размере 4-6 тыс. руб., которые войдут в месячную стоимость найма квартиры. Основной довод – я этому юристу доверяю, он проверит документы съемщика, так как мне проблемные жильцы не нужны. И вообще, мол, дешевле все сделать через юриста, а не через агента, который берет 100-процентную комиссию.
Чаще всего встреча с «юристом» назначается в фойе или в кафе какого-нибудь бизнес-центра, то есть все будет выглядеть по-деловому, но в реальный офис клиента не позовут. Клиенту показывают подготовленный договор, следует оплата, после чего «юрист» удаляется, а «хозяин» перестает брать трубку, точно так же как и «юрист». При ближайшем рассмотрении документа выяснится, что это стандартный текст договора найма, который можно распечатать из интернета.
Пересдача посуточной квартиры: схема № 4
Ложный собственник публикует в интернете объявление о снятой в посуточную аренду квартире, выдавая ее за свою. Потенциальные арендаторы по объявлению приезжают на просмотр, находят квартиру в хорошем состоянии, их все устраивает – цена ниже рынка.
Признак того, что с этим вариантом не все в порядке, – отсутствие у «собственника» оригинала свидетельства о регистрации прав на это помещение. Нанимателю могут показать какие-то не очень четкие копии или пообещать подвезти оригиналы позже. Также у «хозяина», скорее всего, не будет при себе квитанций об оплате ЖКУ, что более чем странно.
При этом во время просмотра может создаваться атмосфера ажиотажа: «собственнику» будут все время звонить какие-то люди и спрашивать, не сдана ли квартира. Тем самым у клиента создается впечатление, что если прямо сейчас не согласиться, то выгодная квартира уйдет.
Если клиент соглашается, то вариантов развития событий может быть несколько. Например, если у клиента с собой имеются средства на аренду в ближайший месяц и залог, то мошенник спокойно отдаст ключи и уйдет со всей этой суммой. Если денег только на небольшой аванс, то «собственник» его, разумеется, возьмет, но попросит немедленно съездить и привезти всю сумму. Мошенник ни в коем случае не согласится, чтобы клиент заплатил остаток через несколько дней – например, в удобную для съемщика дату заезда. Также бывает, что ложный «собственник» назначит дату заезда лишь через несколько дней, а за это время соберет задатки или арендную плату сразу с нескольких обманутых съемщиков.
Естественно, вскоре появляется настоящий собственник и выгоняет незадачливых жильцов. Скорее всего, настоящий собственник тоже окажется жертвой обмана, поэтому они все вместе пойдут писать заявление в полицию.
«Нехорошая квартира»: схема № 5
Суть схемы в том, что одну и ту же квартиру или комнату настоящие собственники или их представители многократно и с мошенническими целями пересдают новым жильцам.
Например, показывать квартиру или комнату будет кто-то из родственников или друзей хозяев. По их словам, владельцы отсутствуют в связи с отъездом в другой город или по какой-то иной уважительной причине. Клиенту вполне могут показать и оригиналы правоустанавливающих документов, и квитанции ЖКХ. Но через несколько дней после заезда появится собственник и заявит, что разрешения на сдачу квартиры не давал, денег за нее не получал, а потому – с вещами на выход.
Сходный вариант – недобросовестный собственник работает в паре с «агентом»: квартира сдается через «риэлтора», который берет с клиента 100-процентную комиссию в размере месячной платы. Вскоре после заселения собственник вступает с арендатором в конфликт, создает невыносимые условия и вынуждает того съехать. Тем более что в договоре найма есть пункт о том, что договорные отношения могут быть прекращены по инициативе собственника, нужно лишь предупредить об этом нанимателя за три дня. Разумеется, месячная плата нанимателю возвращается, а взятая «комиссия» – это прибыль мошенников. Затем через этого же «агента» квартира сдается другим жильцам и т. д. Зачастую к этому добавляются споры о возврате залога, эти суммы под надуманным предлогом могут полностью или частично не вернуть.
Несложные правила успешного найма
БН уже не раз обращался к теме найма жилья, безопасного от мошенничества со стороны наймодателей или посредников. Однако каждая такая статья – это тот случай, когда напомнить простые, но проверенные практикой и эффективные правила успешного найма жилья будет совсем не лишним.
– Не идите в офис агентства, юриста и т. д. – там вам делать нечего. Если просят приехать в какой-то офис для проверки документов или еще для чего-либо, это почти наверняка обман.
– С собственником и агентом встречайтесь только на самом объекте (в квартире, комнате, в загородном доме).
– Заключать договор должен собственник с паспортом и подлинником свидетельства о собственности. Жилье может сдавать и уполномоченный представитель собственника, но только с нотариальной доверенностью. Если собственников несколько, они все должны присутствовать на заключении договора или от них нужны доверенности. Агент стороной договора не является и никакой ответственности за ваше последующее проживание не несет.
– Перед заключением договора проверьте квитанции на ЖКУ, телефон и электричество – там указано имя собственника (заодно узнаете, нет ли коммунальных долгов), впишите в договор текущие показания приборов учета.
– Вносите плату, только находясь в сдаваемом жилье, подписав договор, акт приема-передачи помещения, получив расписку в приеме денег и ключи. Проверяйте ключи в замках дверей, также проверьте ключ от домофона. Если вы оплатили аренду с сегодняшнего дня, а хотите заехать через несколько дней, не говорите об этом хозяевам. Если при себе нет всей суммы, оставьте задаток и возьмите расписку на эти средства. Настоящие, а не подставные хозяева и агент не посчитают за труд встретиться с вами еще раз, чтобы заключить договор в момент окончательного заезда.
– В договоре найма обязательно пропишите все увиденные недостатки отделки помещения, мебели, сантехники. Попросите хозяев показать исправность бытовой техники. Не пожалейте времени и укажите в договоре комплектность мебели и бытовой техники вплоть до количества стульев на кухне. Столь подробное описание имущества поможет вам отстоять свою позицию в случае необоснованных претензий собственников при выезде. Обязательно включите пункты о размере и сроках арендной платы, порядке и сроках освобождения жилья.
– Если вам кажется, что на какой-то стадии просмотра помещения или заключения договора хозяева и агент «темнят», просите четких разъяснений по ситуации. Если их не последует, то лучше откажитесь от найма этой квартиры или комнаты.
Разумеется, перечисленные в статье схемы не исчерпывают всю практику обманов при найме жилья, ведь мошенники все время совершенствуют свою практику. Но предупрежден – значит вооружен. БН желает вам удачного найма и счастливого проживания в вашей новой квартире!