Поиск по сайту:

Пенсионный фонд России лоббирует возможность смены пенсионного страховщика через портал госуслуг.

Для них это избавление от дополнительной нагрузки, возникшей после отмены трансферагентских соглашений; для негосударственных пенсионных фондов (НПФ) — шанс привлечь новых клиентов: в прошлом году их было более 8 млн человек.


Как стало известно РБК, Пенсионный фонд снова обратился в Министерство связи с предложением внести на портал государственных услуг дополнительный сервис — возможность перевести пенсионные накопления из одного фонда в другой. С этой инициативой ПФР выступал и ранее, но достойное обоснование появилось только сейчас.

 

С начала 2014 года сменить пенсионного страховщика можно лишь в отделениях ПФР (ранее это можно было сделать в офисе любого НПФ и через агентов фондов — банки, ритейлеров, региональных представителей). По данным ПФР, за 11 месяцев прошлого года 9,4 млн человек подали заявления о смене фонда (из них 7,5 млн перевели свои накопления из ПФР в НПФ, а 1,9 млн человек решили сменить один НПФ на другой). «Отмена трансферагентских соглашений увеличила нагрузку на отделения ПФР в несколько раз, — говорит источник РБК в одном из отделений ПФР. — Понятно, что такого же вала заявлений на переход из фонда в фонд, как в прошлом году, нет и не будет. Однако из-за того, что ранее к нам практически не обращались с подобными заявлениями, во многих отделениях вообще не понимали, что делать с ними».

Помимо упрощения и ускорения процедуры есть и еще один плюс, говорит глава Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов. «Мера будет способствовать уменьшению числа отказов ПФР в смене страховщика, которые происходили по причине утери документов», — поясняет он.

 

Негосударственные пенсионные фонды рады внезапно появившемуся союзнику: НАПФ предлагала правительству ввести эту опцию еще два года назад. Появление такого сервиса на сайте госуслуг НПФ рассматривают как возможность привлечь новых клиентов: оформить доступ к порталу проще, чем попасть в рабочее время в отделения Пенсионного фонда. По оценке одного из крупнейших НПФ, из-за необходимости лично обратиться в ПФР поток новых клиентов снизился в восемь раз. Сотрудник другого фонда рассказал, что из 1000 человек, подписавших заявление на переход у агента, только 20 доходят до отделения ПФР.

 

«Потенциальная загруженность и существующий график работы территориальных отделений ПФР усложняют процесс. По нашим оценкам, поток клиентов благодаря порталу госуслуг сможет сравниться с числом клиентов, перешедших в НПФ за прошлые годы», — говорит исполнительный директор НПФ ВТБ Пенсионный фонд Лариса Горчаковская.

 

Оценить приток новых клиентов в НПФ пока сложно, говорит директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павел Мит­рофанов. Во-первых, фондам потребуется обучить своих агентов предлагать ОПС с использованием госуслуг. Кроме того, им придется популяризировать сам портал. «По данным Минсвязи, пользователей сайта по итогам 2013 года было всего около 7 млн человек, то есть НПФ нужно будет содействовать появлению у потенциальных клиентов доступа к порталу», — добавляет он.

 

Сайт госуслуг пока не пользуется большим спросом, поэтому появление допопции не сильно скажется на притоке новых клиентов, согласна президент НПФ электроэнергетики Ирина Лисицына. Оформление электронной подписи, которая необходима для реализации такого перехода, также весьма длительный процесс, напоминает президент НПФ Сбербанка Галина Морозова.

 

Однако даже незначительный приток клиентов может существенно помочь негосударственным фондам. Взносы по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) в последние годы играли ключевую роль в росте рынка НПФ. По данным ЦБ, за два года — с октября 2011‑го по сентябрь 2013‑го — пенсионные накопления НПФ увеличились на 646 млрд руб., тогда как пенсионные резервы (добровольные накопления) — только на 130 млрд руб.

 

Источник в Банке России рассказал РБК, что регулятор поддерживает появление опции смены пенсионного страховщика на портале госуслуг. «Прежний порядок трансферагентских соглашений допускал мошенничество — ситуации, когда человек переводился из фонда в фонд фактически без его ведома (например, заявление подкладывалось в стопку документов для заключения кредитного договора). Портал госуслуг безопаснее», — рассказал он, добавив, что ЦБ также прорабатывает несколько других вариантов пунк­тов подачи заявления, например офис НПФ, в котором числится застрахованный, сайты пенсионных агентов или банкоматы и терминалы.

Получить комментарий Минсвязи о возможных сроках введения дополнительной опции на портале госуслуг не удалось.

Екатерина МЕТЕЛИЦА

Источник: http://www.rbcdaily.ru