Расплата за кредитный бум
- Опубликовано: 17.07.2014
- Просмотров: 1282
По информации Объединенного кредитного бюро, просрочка по розничным кредитам продолжает расти. За год она увеличилась с 12,1% до 14,9%, причем практически по всем видам кредитов. Эксперты «винят» в этом как старые кредиты, долги по которым обслуживаются несвоевременно, так и ухудшение качества новых заемщиков.
Долги наши тяжкие
С мая по июнь 2014 года просрочка по розничным кредитам в России выросла с 14,4% до 14,9%, при этом с июня 2013 года по июнь 2014 года (включительно) ее рост составил 2,8 процентного пункта. «Отличились» почти все виды кредитов, включая ипотеку, которая не так давно начала было показывать планомерное падение просрочки, которое продолжалось без малого полгода (с июня до декабря 2013 года включительно).
Наиболее сильный рост просрочки с начала года замечен в сегменте кредитных карт – с 10,6% до 13%. Следом за ними идут потребительские кредиты наличными – по ним просрочка выросла с 14,3% до 16,2%.
Среди кредитов с обеспечением доля «плохих» займов по итогам июня текущего года составила 14,8%, среди ипотечных кредитов – 3,1%, у POS-кредитов эта доля находится на уровне 15,7%, а у автокредитов – 9,8%.
Генеральный директор Объединенного кредитного бюро Даниэль Зеленский обращает внимание, что небольшой рост в традиционно стабильном сегменте ипотеки связан, скорее, с технической просрочкой в связи с большим количеством выходных и праздничных дней в мае – июне.
«Мы склонны считать, что в настоящем периоде основная причина активного роста просрочки по розничных кредитам — не столько ухудшающаяся платежная дисциплина заемщиков, сколько темпы роста кредитного портфеля в целом, — говорит Зеленский. — Например, темп роста потребительских кредитов с начала года составил 3,5%, что почти вдвое ниже аналогичного показателя 2013 года. Таким образом, старые просроченные долги накапливаются на балансах банков, в то время как прироста новых заемщиков недостаточно для выравнивания статистики. Ухудшение качества портфеля тем временем происходит в большей степени за счет старых выдач».
Начальник управления регионального взыскания Бинбанка Николай Вялов также связывает рост уровня просрочки по кредитам физических лиц в кредитных организациях с замедлением темпов кредитования и ухудшением экономической ситуации в России. «Исходя из текущей экономической ситуации в стране можно прогнозировать рост просроченной задолженности в банковском секторе и в 2015 году», — уверен он.
«В целом просрочка по розничным кредитам на рынке действительно растет, – подтверждает главный портфельный риск-менеджер Альфа-Банка Роман Божьев. — Могу сказать, что в Альфа-Банке ситуация лучше, чем в среднем по рынку, но такие тенденции в своем портфеле мы также прослеживаем. Мы видим, что просрочка растет как по старому кредитному портфелю, так и по новым заемщикам – качество новых заемщиков определенно стало хуже, чем год назад. Причины этого просты: стагнация и даже уже рецессия в российской экономике, остановка роста реальных доходов населения и высокая закредитованность клиентов в отдельных сегментах. Оснований для улучшения ситуации в ближайшие месяцы нет, по крайней мере я не вижу предпосылок для перелома тренда».
По словам вице-президента, начальника главного управления систем безопасности и рисков Кредит Европа Банка Салавата Исмагилова, важно понимать, что рост портфеля и последующий рост уровня просрочки – естественные процессы в банковском секторе. Исмагилов поясняет, что текущий рост просрочки в банковском секторе – следствие восстановительного посткризисного кредитного бума 2009-2012 годов, последующей коррекции риск-аппетита на фоне повышения макроэкономической нестабильности 2013-2014 годов и постепенного ухудшения платежеспособности населения.
Исмагилов выделяет несколько факторов, которые могут влиять на уровень просрочки: ослабление системы одобрения, наличие у заемщиков нескольких кредитов, ухудшение платежной дисциплины, «аппетиты» розничных банков, демографическая яма. В каждом банке эти факторы могут проявляться по-разному: то, что является определяющим фактором для одного банка, для другого может быть значимым в меньшей степени.
«Считается, что потребительский сектор, а вместе с ним и потребительское кредитование закончили очередной цикл развития. Можно наблюдать исчерпание кредитной емкости розничного сектора в определенных клиентских и продуктовых сегментах, — комментирует вице-президент Кредит Европа Банка. — Некоторые аналитики считают, что старт новому циклу могут дать кредитование новой для банков категории населения (средний класс) и новая линейка кредитных продуктов. Существуют и другие важные факторы, влияющие на уровень просрочки. Это сам кредитный продукт, риск-аппетит банка, качество управления рисками, качество управления продуктами, размер кредитной организации и, самое главное, бизнес-модель банка. Некоторые игроки могли переоценить свои возможности и возможности клиентов или неправильно определили категорию клиентов, которым предлагался тот или иной продукт, что повлияло на рост просрочки».
Директор по управлению рисками Хоум Кредит Банка Якуб Кудрна согласен, что на рынок банковской розницы существенное влияние оказал бурный рост потребительского кредитования в 2011–2013 годах. Кудрна отмечает: в то время как отношение кредитов физлиц к ВВП в России не очень высокое по сравнению с другими странами, эффект от бурных темпов роста необеспеченного кредитования был недооценен участниками рынка. Это привело к повышению кредитной нагрузки на население и снижению качества розничных кредитов. На фоне сокращения объемов кредитования доля просроченных кредитов увеличивается, что мы и можем наблюдать в данный момент.
«Большинство кредитов, генерирующих сегодня просрочку, относятся к коротким потребительским кредитам наличными. Срок таких кредитов, как правило, не превышает двух лет. В связи с тем, что объемы выдачи кредитов сократились, замещение портфеля новыми, более качественными кредитами, происходит медленно. Но, несмотря на это, я ожидаю, что первые признаки улучшения ситуации появятся до конца 2014 года», – прогнозирует Кудрна.
Вице-президент, директор департамента проблемных активов ВТБ 24 Александр Пахомов в настоящее время наблюдает ряд факторов, в целом свидетельствующих об ухудшении ситуации на рынке кредитования физических лиц, уделяя особое внимание изменению именно социально-демографической ситуации.
«Фактически не происходит роста доходов населения – номинальная заработная плата растет темпом, близким к уровню инфляции. Уровень закредитованности граждан, то есть среднее количество кредитов на одного человека, повышается. Качество обслуживания уже взятых кредитов ухудшается», — делится наблюдениями Пахомов.
Директор департамента розничного бизнеса и управления региональной сетью Росгосстрах Банка Вилен Ли настроен более позитивно. Он полагает, что снижению уровня просрочки по розничным кредитам, в частности, поспособствует вступивший в силу с 1 июля 2014 года закон «О потребительском кредите (займе)». Вилен Ли убежден, что закон позволит повысить прозрачность условий кредитования, а это, в свою очередь, поможет потребителю четко осознать и оценить свои возможности по своевременному и полному исполнению принимаемых обязательств. «В связи с чем спрос с недобросовестных заемщиков может быть усилен, а это, безусловно, благоприятно скажется на позиции кредитора, а также на положении добросовестных заемщиков», — полагает Ли.
Где выход?
По данным портала Банки.ру, с июня 2013 по июнь 2014 года просрочка по розничным кредитам росла практически у всех лидеров рынка, кредитующих физлиц. К примеру, Сбербанк показал увеличение уровня просрочки с 2,1% до 2,3%, ВТБ 24 – с 5,1% до 6,2%, «Русский Стандарт» — с 8,4% до 19,3%, Хоум Кредит Банк – с 11,5% до 18%, Альфа-Банк – с 9,9% до 11,8%.
Тем не менее кредитные организации не опускают руки и разными способами борются с ростом просрочки.
Вице-президент Кредит Европа Банка Салават Исмагилов уверен, что на сегодняшний день наиболее правильный подход в банковском секторе — это качество активов, а не их количество. То есть умеренный риск-аппетит, оптимизация затрат, бережливое производство, инновации, персонализация продуктов, фокус на трансакционные продукты и, конечно, консервативный риск-менеджмент.
«Наш банк не стал исключением в общерыночном тренде снижения качества активов. «Хоум Кредит» стал одним из первых банков, кто идентифицировал эти риски и в середине 2013 года принял необходимые меры. Внимательно анализируя ситуацию, банк применяет более строгие процедуры риск-менеджмента и уделяет повышенное внимание качеству кредитов, — рассказывает Якуб Кудрна. — Более строгий подход к выбору заемщиков уже дает свои результаты. Однако значительные объемы кредитов, выданных до ужесточения стандартов андеррайтинга, продолжают оказывать влияние на показатели банка».
«У ВТБ 24, безусловно, есть свой бизнес-план по наращиванию кредитного портфеля, составленный в том числе с учетом прогнозов темпов прироста рынка кредитования. При этом для нас, как и в целом для банковского сектора, ключевым является вопрос увеличения именно качественного кредитного портфеля, — указывает Александр Пахомов. — Менее рисковые выдачи формируются как за счет корректировки процедур отбора и одобрения клиентов, так и за счет пересмотра целевых клиентских сегментов. Помимо работы над качеством формирования портфеля, ВТБ 24 усиливает направление сбора проблемных долгов. Речь идет как о наборе персонала, так и о развитии инструментов взыскания (в том числе программ реструктуризации), совершенствовании технологий сбора».
Николай Вялов отмечает, что роста уровня просрочки в Бинбанке не наблюдается. «Это связано с проведением грамотной политики кредитования и активной работой с неликвидными активами, — разъясняет эксперт. — Бинбанк проявляет клиентоориентированность, амнистируя штрафные санкции (пени) при ранней просрочке при условии погашения просроченной задолженности по основному долгу и процентам».
Вилен Ли говорит, что в Росгосстрах Банке уровень просроченной задолженности находится на уровне рынка. «Это связано, в первую очередь, с модернизацией продуктовой линейки банка, проведенной еще в прошлом году. Так, в банке был введен продукт «Твои условия» с индивидуальной процентной ставкой. Технология Risk based pricing, положенная в ее основу, призвана определить ценовые параметры кредита индивидуально для каждого заемщика на основе анализа его данных, — приводит опыт банка Ли. — Индивидуальные ставки по потребительским кредитам являются одной из последних тенденций рынка. Я ожидаю, что рынок в ближайшие годы полностью перейдет на технологию Risk based pricing. Это даст возможность заемщикам с менее рисковыми характеристиками получить кредитные средства на более выгодных условиях. Логика проста: чем больше документов предоставит потенциальный заемщик, тем выгоднее могут быть условия кредитования. Банк при этом четко оценивает свои риски при выдаче кредитного продукта, а надежный заемщик получает более низкую, а не усредненную ставку по продукту».
Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru