Разброс в стоимости приобретаемого жилья в регионах России необъективно велик
- Опубликовано: 01.12.2014
- Просмотров: 1227
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Оценка стоимости и состава затрат на строительство жилых (многоквартирных) домов (жилых помещений) по регионам Российской Федерации, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Проверка носила плановый характер. С докладом по теме выступил аудитор Юрий Росляк.
Аудитор сообщил, что на федеральном и региональном уровнях отсутствует система оперативного наблюдения и механизмы регулирования цен на строительную продукцию и оптовых цен на строительные материалы, изделия, технологии и конструкции, не проводится необходимый мониторинг и анализ.
По его словам, в результате разброс стоимости приобретаемого жилья необъективно велик и доходит до десятикратного размера в пределах одного региона. К примеру, стоимость приобретения жилья, по данным Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства за 2013 г., варьировалась в Ростовской области – от 10,7 до 113,6 тыс. руб. за м2, Саратовской области – от 8,4 до 24,9 тыс. руб. за м2, Нижегородской области - от 17,3 до 37,9 тыс. руб. за м2, Калининградской области - от 21,4 до 44,2 тыс. руб. за м2.
Юрий Росляк сказал, что основным способом для отселения российских граждан из аварийного жилого фонда является приобретение жилья на первичном рынке. При этом, по его словам, региональные власти вынуждены приобретать жилье в условиях ограниченного предложения по завышенным рыночным ценам. «Регионы не оказывают влияния на снижение затрат. Программы по развитию строительной отрасли в большинстве регионов отсутствуют», - отметил он.
Аудитор сообщил, что наиболее экономичным способом исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» представляется новое строительство по проектам с регулируемой ценой, с заданным потребительским качеством и без земельных, социальных, инженерных и прочих обременений. Вместе с этим, Юрий Росляк обратил внимание на то, что полномасштабное строительство жилья экономического класса, в т.ч. для решения задачи ликвидации аварийного жилого фонда, возможно при условиях:
· формирования долгосрочных и среднесрочных программ развития поселений на основе сбалансированных генеральных планов развития территории, и их публикации на открытых сайтах администрации;
· разработки схем инженерного и транспортного обеспечения;
· опережающей инженерной подготовки территорий застройки;
· формирования планов и организация продаж (или передачи) земельных участков, подготовленных под строительство жилья экономического класса;
· административного обеспечения и координации взаимодействия всех участников строительства жилья для социальных нужд.
Юрий Росляк сообщил, что Счетной палатой были сформулированы предложения по оптимизации затрат, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда для Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также региональных властей.
В частности, по словам аудитора, Минстрою России предлагается:
· обеспечить разработку программных мероприятий для создания условий развития строительной индустрии, для строительства и реконструкции предприятий по производству эффективных и ресурсосберегающих материалов, изделий и конструкций;
· обеспечить формирование банка данных проектов для типового, повторного применения, оптимальных и эффективных проектных и технологических решений;
· разработать вопрос и представить предложения по созданию реестра данных первичных цен оптовых поставщиков, первичных ресурсов и строительных материалов, изделий, технологий и конструкций, продукция которых преобладает на региональных рынках строительства и (или) профильных товарно-сырьевых биржах;
· подготовить мероприятия по развитию и стимулированию рынка строительства жилья экономического класса через региональные программы, под прогнозные оценки и потребности по каждому региону и муниципальному образованию, исходя из нормативных и программных показателей на перспективу;
· совместно с региональными органами государственной власти обеспечить развитие региональных рынков строительных материалов и эффективных конструкций, а также организовать публикацию информации по ценам на строительные материалы и оптимальную готовую строительную продукцию.
Коллегия Счетной палаты приняла решение направить информацию в Комиссию по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации при Президенте Российской Федерации. Информационные письма будут направлены в Минстрой России Фонд РЖС, Фонд ЖКХ. Отчет будет направлен в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.