Поиск по сайту:

Россияне начинают бояться брать новые кредиты на погашение старых

Россияне испытывают все большие сложности с рефинансированием кредитов. Несмотря на постоянные заявления банков о наличии всевозможных программ, на деле рефинансирование практически не работает, считают эксперты. Банки.ру разбирался, что происходит с перекредитованием частных заемщиков и какой выход есть у клиентов с «повышенной» кредитной нагрузкой.

 

«Это страшная проблема»

 

Банки активно предлагают заемщикам рефинансировать свои кредиты. Но заемщики по-прежнему не могут воспользоваться программами рефинансирования, заявил финансовый омбудсмен Павел Медведев. «В последнее время очень сильно затруднилось рефинансирование. Банки часто не могут выдавать под высокий процент кредиты ненадежным заемщикам, а те заемщики, которые хотят рефинансировать, очевидно считаются ненадежными. Проценты по кредитам ограничены, как известно, законом», — отмечает Медведев. По его словам, заемщики в такой ситуации вынуждены обращаться в микрофинансовые организации, где «безумные проценты», и возникает «петля на шее».

 

Статистикой по обращениям от банковских клиентов финансовый омбудсмен не располагает. «Но в последние месяцы мы не успеваем разрезать конверты (обращения от заемщиков. — Прим. ред.). То, что успеваем разрезать, я внимательно читаю», — говорит омбудсмен. — Все больше и больше появляется заявлений граждан по поводу просьб о реструктуризации и рефинансировании. Теперь о реструктуризации просят люди, у которых «на хвосте» даже не банки, а микрофинансовые организации. Это нездоровое положение».

 

Низкий уровень жизни для все большего числа россиян — это «новая нормальность», цитирует слова премьер-министра РФ Дмитрия Медведева его однофамилец, правда, добавляя, что уровень жизни большинства россиян хотя и низкий, но стабильный. Цифры говорят сами за себя. Как напоминает финансовый омбудсмен, по статистике ЦБ, 11 млн из 38 млн заемщиков, на которых «висят» кредиты, уже хотя бы один раз пропустили платеж по ним. А 7,5 млн заемщиков — те, кто три месяца и больше не платили по кредитам и отнесены в категорию безнадежных заемщиков. «Это страшная проблема», — сетует Павел Медведев.

 

Просроченный товар

 

Эксперты отмечают, что в феврале 2016 года уровень просроченной задолженности после долгого периода роста несколько упал. По данным 3,7 тыс. кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в феврале 2016 года уровень просроченной задолженности во всех сегментах розничного кредитования, за исключением сегмента кредитных карт, существенно снизился, сообщил директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. При этом снижение просрочки по кредитным картам, по данным НБКИ, началось еще раньше — в декабре 2015 года.

 

Несмотря на некоторое снижение в феврале, уровень просроченной задолженности в розничном кредитовании остается высоким, считает Волков. «Главный фактор риска, а именно снижение реальных доходов граждан по-прежнему продолжает оказывать наиболее мощное давление на рынок розничного кредитования», — комментирует он.

 

В Объединенном кредитном бюро указывают, что начало года традиционно отличается высокими темпами роста доли просроченных кредитов в связи с сезонным фактором. «Однако в этом году мы видели, что темпы роста были более умеренными, чем в 2015 году. Это связано с кредитными стратегиями банков, которые в прошлом году серьезно ограничили кредитование, ужесточив требования к заемщикам. Благодаря этому в течение третьего — четвертого кварталов прошлого года мы наблюдали довольно стабильную ситуацию с количеством просроченных кредитов», — поясняет директор по развитию продуктов ОКБ Александр Ахломов.

 

В I квартале наблюдался рост доли просроченных кредитов. По данным ОКБ, с начала года этот показатель вырос на 1 процентный пункт и достиг 17,82%. Для сравнения: за I квартал 2015 года показатель доли просроченных кредитов вырос на 2 п. п. Доля кредитов с просрочкой платежа более 90 дней с начала года выросла на 85 базисных пунктов и составила 13,35%. В I квартале 2015 года ее рост составлял 98 б. п.

 

Общее количество кредитов, по которым вовремя не осуществлялись платежи, с начала года выросло на 800 тыс. штук и составило 13,6 млн, свидетельствует статистика ОКБ. Количество кредитов с просрочкой платежа более 90 дней с начала года выросло на 670 тыс. штук и составило 10,2 млн кредитов. На 11 марта объем просроченной задолженности составлял 1,2 трлн рублей, или 13,26% от общего объема ссудной задолженности граждан. На долги с просрочкой платежа 90+ пришлось 1,2 трлн рублей, или 12,82% от общего объема ссудной задолженности.

 

Быстрее всего росла доля просроченных кредитов в сегменте кредитов наличными — с начала года на 1 п. п., до 21,95%. Доля кредитов с просрочкой платежа 90+ — на 65 б. п., до 16,49%. Активный рост наблюдался в сегменте автокредитов, где доля просроченных кредитов выросла на 0,8 п. п. и составила 13,9% от общего количества активных кредитов наличными. Доля просроченных кредитных карт выросла за I квартал на 0,48 п. п. и составила 14,58% от общего количества активных кредитных карт. Для сравнения: в I квартале 2015 года рост просрочки по автокредитам составлял 1,1 п. п., а по кредитным картам — 1,64 п. п.

 

Наиболее умеренный рост традиционно показал сегмент ипотечного кредитования. Доля просроченных кредитов за квартал выросла на 0,28 п. п. и составила 3,73% от общего количества активных кредитов. Год назад ее рост составил 0,63 п. п. за квартал.

 

«Мы наблюдаем растущий спрос на «умные» кредиты»

 

Ситуация с рефинансированием потребительских кредитов в банках разнится. В одних кредитных организациях предусмотрена реструктуризация займа для собственных клиентов. В других предлагают рефинансировать кредиты, выданные другими банками.

 

Так, ВТБ 24 в январе запустил рефинансирование кредитов для заемщиков других банков. Ставка — 17% годовых. Суть продукта в том, чтобы снизить ставку и/или платеж по кредитам в других банках, а также объединить несколько кредитов в других банках в один общий именно в ВТБ 24. «За первый квартал 2016 года мы получили значительное количество обращений от клиентов на рефинансирование своих кредитов в других банках и наблюдаем их положительную динамику», — отмечает начальник управления потребительского кредитования ВТБ 24 Дмитрий Поляков.

 

В Банке Москвы действует подобная программа. Как поясняет вице-президент, директор департамента розничных продуктов, электронного бизнеса и CRM Банка Москвы Иван Пятков, если у клиента имеется задолженность в другом банке, а кредит был получен более шести месяцев назад и обслуживался без просрочек, Банк Москвы сможет выдать новый кредит. Часть этого кредита безналичным путем будет отправлена в другой банк, а другая часть может быть использована клиентом на собственные нужды. «Мы наблюдаем устойчивый и растущий спрос на «умные» кредитные продукты, позволяющие управлять собственной задолженностью адекватно текущей ситуации. Объем продаж данного продукта вырос в соответствующих периодах в десятки раз. За первый квартал количество клиентов, воспользовавшихся программой, составило более 2,5 тысячи человек», — говорит Пятков.

 

Хоум Кредит Банк с 1 апреля запустил программу рефинансирования POS-кредитов, потребительских кредитов наличными, автокредитов, полученных в других банках. «Основная цель данной программы — предоставить нашим клиентам возможность перекредитоваться у нас и за счет этого сэкономить на выплатах по кредитам. Наш продукт «Рефинансирование» не нацелен на заемщиков, которые попали в сложную финансовую ситуацию. Для них мы предлагаем реструктуризацию. Рефинансирование у нас — это возможность для заемщика улучшить условия по ранее взятому в другом банке кредиту», — рассказывает представитель кредитной организации Ирэн Шкаровская. Рефинансировать можно как один, так и несколько кредитных договоров. Основные условия: услуга предоставляется базовым клиентам с хорошей кредитной историей и приемлемым уровнем кредитной нагрузки. Ставки по новым кредитам выше, чем в госбанках, в «Хоум Кредите» они начинаются от 22,9% годовых. Сумма кредита — от 10 тыс. до 850 тыс. рублей, срок — от года до пяти лет. По словам Шкаровской, за 11 дней существования программы ею воспользовалось 14 заемщиков.

 

Начальник управления потребительского кредитования МКБ Александра Занегина рассказала, что программа рефинансирования «Кредитная перезагрузка» действует в рамках нецелевого кредита. Она предусматривает выдачу нового кредита для погашения кредитных обязательств в МКБ или сторонних банках. За январь — март 2016 года около 3 тыс. клиентов воспользовались программой, что больше аналогичного показателя прошлого года в три раза.

 

В Бинбанке можно рефинансировать любые виды потребительских кредитов, за исключением кредитных карт и овердрафтов. Количество одновременно рефинансируемых кредитов — не более пяти, срок фактического действия кредита — не менее трех полных месяцев, минимальная сумма каждого рефинансируемого кредита — 30 тыс. рублей, сообщает начальник управления развития кредитных продуктов группы Бинбанка Вячеслав Шаламов.

 

В Альфа-Банке программа рефинансирования действует только для клиентов, которые взяли кредит в самом банке. Чтобы банк перекредитовал вас, нужно быть готовым обосновать причины возникновения необходимости рефинансирования. Например, среди основных причин могут быть потеря работы и резкое снижения дохода. «Мы не наблюдаем резкого роста обращений за данным продуктом», — отмечает начальник управления по развитию кредитов наличными Альфа-Банка Николай Волосевич, добавляя, что банк существенно расширил в прошлом году критерии предоставления продукта. Поэтому, по его мнению, сравнивать количество сделок с прошлым годом нельзя.

 

«Не мотать нервы людям»

 

Эксперты считают, что сложности с рефинансированием возникают по нескольким причинам. Во-первых, банки неохотно рефинансируют долги. Во-вторых, сами клиенты тоже без особого энтузиазма идут на такой вариант.

 

По мнению Александра Ахломова из ОКБ, в целом банки испытывают сложности с поиском клиентов, которые хотели бы сделать рефинансирование своих кредитов, поскольку заемщики далеко не всегда готовы на такую процедуру. «Насколько нам известно, программы рефинансирования являются не массовыми, а скорее единичными случаями, когда заемщики по собственной инициативе обращаются в кредитную организацию с просьбой рефинансировать их долг в другом банке», — рассуждает он.

 

Руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», депутат Госдумы РФ Виктор Климов, в свою очередь, указывает, что у банков ухудшаются показатели и реструктуризация кредитов для них не всегда выгодна: «Кредиторы ведут себя не вполне корректно, и в большинстве случаев предлагаемые ими программы реструктуризации откровенно невыгодны заемщику».

 

Генеральный директор «Мани Фанни» Александр Шустов отмечает, что клиенты не всегда располагают информацией и плохо разбираются в тонкостях кредитных продуктов. То есть, если клиент банка взял заем импульсивно, вероятность того, что он станет вникать в принципы механизма рефинансирования образовавшегося долга, достаточно низка. «К тому же есть настороженность граждан относительно получения новых займов при условии наличия весомого долгового бремени. Особенно если речь идет о залоговом кредитовании, ипотеке или автокредитах. Страх потери имущества в результате перехода прав от одного банка другому нередко выступает главным ограничением при рассмотрении возможности рефинансировать кредит», — поясняет Шустов.

 

Четкого ответа, как решить проблему с просроченной задолженностью, судя по словам экспертов, на сегодняшний день нет. «С этим нужно справляться: либо банкротиться в прямом смысле этого слова, не мотать нервы людям, которые не могут расплатиться, либо делать реструктуризацию займа», — полагает финансовый омбудсмен Павел Медведев. По его словам, закон о банкротстве физлиц теоретически настроен на реструктуризацию, но только на сегодняшний день он не работает и требует как минимум дополнительных регулятивных мер.

 

«Единого условия нет. Это компромисс и баланс. Чаще всего получают реструктуризацию те, кто понимают необходимость этого компромисса», — убежден Виктор Климов.

 

В Хоум Кредит Банке считают, что многие люди хотят сохранить чистую кредитную историю. Просто они не всегда знают о том, что банки предлагают для этого различные инструменты. «И здесь хотелось бы лишний раз напомнить заемщикам: если вы попали в сложную финансовую ситуацию, вам первым делом стоит обратиться в банк», — советует Ирэн Шкаровская, добавляя, что обе стороны в этой ситуации заинтересованы найти взаимоприемлемое решение.

 

 

Источник: http://www.banki.ru