- Опубликовано: 15.08.2013
- Просмотров: 1778
Большинство москвичей и гостей столицы не подозревают, что под их ногами находится совсем другая Москва, которая, как хороший фотоаппарат, запечатлела многие моменты жизни города от самого его возникновения и до наших дней. Главный археолог Москвы Леонид Кондрашев в День Археолога представил "РИА Недвижимость" уникальные находки своих коллег на территории столицы, а также рассказал шесть интересных фактов, связанных с ними.
Первые москвичи
Возраст Москвы отсчитывается от первого летописного упоминания – от 1147 года, когда ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий принимал здесь новгород-северского князя Святослава Ольговича. "Но означает ли это, что Юрий Долгорукий пришел на пустое место?"- спрашивает Кондрашев.
Как показывает летопись и археологические находки, местность была заселена задолго до этого события. Даже в период каменного и железного веков здесь творилась своя история, а в X веке на территории нынешней Москвы жили балто-финские племена – археологи находят украшения женщин этих племен, в частности шумящие привески парадной одежды.
В X веке на эту территорию начинают проникать также славянские племена, которые какое-то время существовали довольно мирно на одной территории, так как системы землепользования были разными, отмечает главный археолог Москвы. Доказательством пребывания на территории нынешней Москвы вятичей, славянского племени, вытесненного с южных территорий, является найденный фрагмент женского украшения - семилопастного височного кольца с орнаментом, характерным для этого племени.
Хитрость московских князей
Благодаря в том числе мудрой политике московских князей, которые не выступили против монголов, а признали себя их вассалами, город с XIII века стал активно развиваться. В этот период начинает меняться тип оружия, приобретая черты сабли, которая использовалась на Востоке, рассказывает собеседник агентства.
"До этого в качестве наступательного оружия использовался меч, который был очень тяжелым. С развитием доспехов удары мечом становились малоэффективными, поэтому появилось более легкое оружие, которым можно было колоть, что давало возможность маневра. Форма этого меча – как раз тот переходный вариант, когда менялось военное искусство, в том числе и под влиянием Востока", - поясняет он.
Кондрашев отмечает, что у стен московского кремля была найдена редкая находка – меч, который был отнесен известным историком оружия Анатолием Кирпичниковым к XIV веку. "Вооружение очень редко находят, в основном в составе кладов. Он найден около кремля и, видимо, связан с нашествием Тохтамыша", - говорит Кондрашев.
Импортные артефакты
В это время влияние человека было прямо пропорционально его непосредственной близости к царю, поэтому богатый истеблишмент буквально выталкивает народ из центра города за исключением тех слобод, которые обслуживают дворец. Город растет как на дрожжах, рассказывает главный археолог столицы.
"В центре Москвы мы находим много интересных вещей, связанных в первую очередь с предметами благочестия, как например, стеклянная иконка Богородицы - вещь к тому же импортная, сравнимая по стоимости с дорогим современным автомобилем", - говорит Кондрашев.
По его словам, интересные вещи археологи часто находят среди обломков, которые гончары выбрасывали как неудачно сделанные вещи. Так, например, московскими археологами была найдена часть игрушки – голова обезьяны, которая говорит о том, что автор ее был знаком с этим животным, хотя речь идет о XV веке.
В московском мегаполисе в XV-XVI веках появляется западная посуда, например, кувшин из каолиновой глины, происхождение которого можно отнести к Германии или к Голландии. "Это значит, что из-за границы привозят вина", - поясняет собеседник агентства.
Вполне европейская держава
В то же время Кондрашев подчеркивает, что кувшин с вином это еще не показатель высокой культуры, а о высочайшем ее развитии может свидетельствовать только архитектура.
После падения Византийской империи, напоминает собеседник "РИА Недвижимость", Москва стала себя позиционировать как наследница Рима, что хорошо закрепилось в политической идее "Москва – Третий Рим".
"В конце XV века - начале XVI века Москва стала осознавать себя не как отдельную часть суши, а как часть мировой истории. Это проявилось в том числе и в том, что Москва стала приглашать западных мастеров, архитекторов еще задолго до Петра I. Москва являлась вполне европейской христианской державой, но с каким-то местным колоритом", - поясняет Кондрашев.
Например, этот камень, по его словам, интересен тем, что он рассказывает об одном из ранних контактов Москвы с итальянскими архитекторами, когда те начали строить в Московском кремле дворцы, сравнимые с палаццо итальянских городов. Итальянская архитектура к тому времени настолько глубоко проникла в сознание людей, что стала интересна заказчику, несмотря на затратную часть.
"Появились иностранные инженеры. В результате мы получили архитектуру, которая несет черты и восточной, и западной культуры", - отмечает главный археолог Москвы.
Он рассказывает, что камень является частью кремлевского дворца, построенного итальянцами в XV веке. Но найден этот артефакт был в стене Китай-города, куда он попал после того, как разломали тесные кремлевские дворцы. "Строители всех времен и народов были одинаковыми", - говорит Кондрашев.
Money, money, money…
Интересную информацию об истории народов и государств можно узнать также при обнаружении и изучении кладов. Уникальный клад первой половины XVII века, который нашли при раскопках на Старом Гостином дворе - один из самых крупных в истории России.
Исследование находки привело археологов к открытию – оказывается, в то время царскому монетному двору не хватало серебра, и он скупал у частных лиц серебряные монеты, которые потом переплавлял и чеканил новые. Обнаруженные в ходе раскопок два клада свидетельствуют о том, что греческий купец Трахиниот, торговавший в странах Черноморского бассейна, продавал серебро московскому монетному двору.
Зарытые купцом клады вмещали 95,5 тысяч русских монет достоинством в 1 копейку, более 300 талеров и серебряную посуду. При этом среди них были найдены монеты более раннего периода, чем когда купец закапывал свой клад. Например, монеты времен Ивана Грозного, Федора Ивановича и Бориса Годунова, в которых было больше серебра, чем в современных купцу монетах. "Он сдавал их по весу на монетный двор", - поясняет Кондрашев.
Клады купец, живший на Гостином дворе, зарыл у себя в подклете. Однако во время соляного бунта в 1648 году, в годы правления Алексея Михайловича, купца убили, а дом сожгли, рассказывает о драматических событиях Кондрашев. "Видимо, родственники не знали о кладе. Они завалили подклет и построили новый дом, а ведь в то время на 1 копейку обеспеченный человек мог прожить целый день", - говорит он.
Среди денежных находок, но более поздних периодов выделяется двухрублевая монета с изображением Петра I, которая представляет чрезвычайный нумизматический интерес. Монета достоинством "два рубля" – результат денежной реформы петровского времени. Однако "двухрублевик" в Москве не прижился, так как на Руси традиционно чтили троицу - отсюда пошли и три копейки, и три рубля. Такую монету удобно было носить с собой, так как при случае можно было расплатиться за многие товары, но и потеря такой монеты была ощутима для собственного бюджета.
Кроме того, к числу интересных находок относится также фальшивая медная монета, покрытая серебром. "Это обнаружилось при реставрации монеты", - уточняет Кондрашев.
А еще одна археологическая находка - перстень-печатка с надписью владелицы Агафьи Рыбиной, которая была ключницей или экономкой - подтверждает, что период ХVII века характеризовался высоким статусом женщины в феодальном мегаполисе, добавляет собеседник агентства.
Москва интеллектуальная
По археологическим находкам можно судить не только об экономике и быте, но и об уровне интеллектуального развития людей. Так, при раскопках около Большого театра были найдены фигурки шахмат ХVII века. "Иностранцы отмечали, что русские почти в каждом дворе играли в интеллектуальные игры", - рассказывает главный археолог Москвы.
Он добавляет, что к числу интеллектуальных развлечений можно отнести также изразцы, которые появляются в Москве в ХVII веке.
Печь одновременно была в доме и как комиксы, и как детская книжка. С ХVII века их стали украшать разноцветным покрытием, а с эпохой Петра I, после посещения им Голландии, у которой были тесные связи с Китаем, в Москву пришла мода на восточную экзотику. Соответственно, стали появляться картинки в восточном стиле", - поясняет главный археолог Москвы.