Видимо, "игре в риэлтора" приходит конец.
- Опубликовано: 26.02.2014
- Просмотров: 2058
Руководитель проекта "Агентон" Сергей Смирнов продолжает вести авторскую колонку на страницах "РБК-Недвижимости". В новой статье автор ставит вопрос: "А так ли необходим риэлтор, чтобы купить квартиру?"
"Игра в риэлтора", как и игра в WarCraft, относится к стратегическим игрушкам в режиме реального времени. И в ту, и в другую игру замечательно играют взрослые.
Каковы правила игры в риелтора (риэлтора, риэлтера)? Собственно говоря, незамысловатые. Начинающему игроку достаточно просто произнести вслух "я риелтор", и можно начинать играть. На первом этапе игроку важно примкнуть к какому-то клану. Кланы - агентства недвижимости - принимают риэлторов охотно, именуя их стажерами. Стажеру быстро рассказывают правила игры: "Иди и расскажи знакомым, что ты теперь риелтор". Первые победы риэлтора - всегда из круга его знакомых или знакомых знакомых.
Но в игре много ролей, которые в дальнейшем может попробовать игрок: расклейщик объявлений, зазывала на улице, промоутер, регистратор, ипотечный брокер, консультант по всему на свете и даже юрист.
Замечательная игра для взрослых. Увлекательные и порой опасные сюжеты подкидывает жизнь. Многие игроки могут попробовать "черную сторону силы". Для этого тоже не надо усилий - достаточно просто не изучать законы, замечательно вляпаться и попасть в список "черных" маклеров.
Можно было бы еще долго описывать все особенности этой игры, но люди устали от нее.
Кто-то мог сейчас подумать: "О чем это он?". Дело в том, что само понятие риэлтор - неологизм. Оксфордский словарь английского языка четко относит слово realtor к североамериканским неологизмам. Более того, есть четкое указание, что это член Национальной ассоциации риэлторов (NAR). Какая прелесть! Чем не Warcraft в реальной жизни?
Фактически талантливые американцы придумали свой бренд для именования агента по работе с недвижимостью. Ну как придумали, так и раскрутили.
Дальше экономные россияне стали по кускам иногда покупать, а чаще "воровать" американские представления о профессии риэлтор. Естественно, что это никак не соотносилось с действующим в России законодательством, да и не могло в принципе соотноситься - правовая основа для этого разная.
Между тем в Гражданском кодексе РФ параллельно существует понятие агентской деятельности. Агентской в общем смысле: туристической, спортивной, страховой, похоронной и т.д. Естественно, что дано четкое определение: агентская деятельность по сути своей - работа по поручению. Агенту поручают определенный список задач, назначаются время и стоимость выполнения.
Давайте тут четко определимся: время и стоимость выполнения. Качество не обсуждается! Потому как поручить можно задачу. Поручение будет либо выполнено, как просили, либо не выполнено совсем. 0 или 1. 0,75 не дано.
Возьмем любую деятельность. К примеру, платежный агент. Вы поручили ему сделать перевод. Что вас в этот момент интересует? Конечно же, через какое время получатель увидит деньги. Вы покупаете скорость доставки. Вы же не обсуждаете с агентом качество - сколько он доставит от порученной суммы. У вас нет времени на поездку в офис сотового оператора или к родственнику, поэтому вы покупаете чужое время. Умный оператор не отправляет, как раньше, курьера с деньгами, а делает электронный перевод, но суть работы не меняется. Оператор продал вам свое рабочее время. Оператор просто научился снижать себестоимость своего "товара".
Агент по работе с недвижимостью тоже продает свое рабочее время. У него нет другого товара. Важно понять: вы покупаете время агента по работе с недвижимостью только после того, как убедитесь, что у него есть знания, которые сэкономят вам время. Но убеждаетесь ли вы в этом? Конечно, нет. Общество пошло по ошибочному пути понимания сути агентской деятельности и считает агента посредником. Это как минимум глупо. Посредник перепродает что-то. Разве агент перепродает вам недвижимость?
Почему обществу свойственно винить во всем агентов? Оно (общество) пытается списать на агента ответственность за свою безответственность. Как уже было сказано выше, по договору поручения (внимание, не услуг) вы поручаете агенту задачу, но ответственность за принятие решения, что именно эту задачу должен выполнить агент, принимаете на себя. Как?! Да вот так. Простите, но это вы поручаете агенту забронировать для вас именно тот отель, в котором вы отравились. Это вы поручаете агенту купить места на спектакль, которые были дешевыми, но с них ничего не видно. Это вы просите снять для вас квартиру за 20 тыс. руб. около метро, заведомо догадываясь, что это будет квартира с низким качеством отделки. Это вы вбиваете ошибочный телефонный номер в платежном терминале, а потом делаете вид, что виновата платежная система.
Так было и будет всегда. Но агент знает рынок, он хочет сэкономить и свое, и ваше время, но свойственно ли вам слушать агента? Конечно, нет. Вы из раза в раз заставляете агента действовать согласно собственным представлениям о рынке. Результат очевиден: времени тратится больше, а ответственность за это будет списана на агента.
Однако давайте вернемся к "игре в риэлтора". Так как правила этой игры были завезены из США, то и применить их в российском правовом поле крайне сложно. Риелтор, действительно, в США оказывает услугу, там другая мера ответственности. В России риэлтор до сих пор не знает, что он не может оказать услугу, он не знает список своих задач, он знает игровой набор ролей.
Есть деятели, которые настаивают, что риэлтор продает клиенту выгоду. Простите, но тогда это финансовый консультант, аналитик, у которого мы покупаем навыки анализа рынка. Тогда и называйтесь так и берите деньги за консультацию. Но, оказалось, россияне плохо покупают информационные товары. Вот и продолжаем эту роль приписывать риэлтору. Агент для эффективной продажи собственного товара может вооружиться аналитическими сервисами, но это лишь поможет сэкономить время свое и клиента при решении задачи.
Получается, что агент по недвижимости своих четких прав и обязанностей не знает, а начинает играть в риэлтора. Все было бы хорошо для риелторских кланов, но в жизнь ворвался интернет. Риэлторы до сих пор не поняли: их уничтожает не кризис на рынке недвижимости, а альтернативная система, позволяющая экономить время. Интернет снабжает клиента знаниями, позволяющими экономить время, поэтому он не видит необходимости платить агенту.
Задаемся вопросом "Что дальше?" Видимо, "игре в риэлтора" приходит конец. В новых реалиях развития интернет-сервисов придется перестраиваться и разбираться, чем агент может улучшить действующие сервисы. Стоит обратить на это внимание. Для одних - проблема, для других - возможность заработать. Посмотрите внимательно на компетенции порталов и сервисов, тогда поймете, зачем вам агент.