- Опубликовано: 18.07.2013
- Просмотров: 2190
Как при нынешнем богатстве выбора отличить хороший тренинг от дурного или, того хуже, вредного, и что вообще собой представляет хороший тренинг? Маститые профессионалы форума NERS.ru делятся на сей счет своим мнением.
Охота на мамонта
Как известно, тренинг – это не сухая лекция за партой, не семинар, на котором участники через пару часов норовят предаться сладостной дреме. Тренинг – это активная форма обучения, сложно организованный процесс, по ходу которого теория, что называется, не отходя от кассы подкрепляется практикой для лучшего усвоения пройденного. Тренинг – не вдалбливание научно-теоретической, отвлеченной абракадабры, а скорее корректировка уже имеющихся у слушателей знаний и навыков с помощью внятной дополнительной информации.
Вообще, тренинги в той или иной форме существуют с незапамятных времен. Возможно, с тех ледниковых пор, когда доисторические шаманы с бубнами, трещотками и заклинаниями обучали соплеменников эффективной охоте на мамонтов. Наши бесконечно далекие предки еще тогда понимали, что воздействие на группу людей бывает куда эффективнее, нежели на одного конкретно взятого человека. И те племена, где шаманская практика воздействия была более успешной, имели больше шансов выжить в безжалостном процессе естественного отбора.
Нынче от тренингов в сфере недвижимости не продохнуть, но после большинства из них «мамонта не поймать»: процент по-настоящему полезных, как свидетельствуют специалисты, оставляет желать много лучшего. Одни тренинги всего лишь преподносят идеи, которые можно запросто почерпнуть из книг и статей. Другие заряжают мотивацией, но не подкрепляют ее необходимыми знаниями и умениями. Третьи смахивают на шоу, доставляют слушателям массу удовольствия, но выхлоп от них не больше, чем от какой-нибудь корпоративной вечеринки.
Глас топ-менеджеров
Каким же образом распознать хороший тренинг и заранее отказаться от бесполезного? Послушаем видавших виды топ-менеджеров с форума NERS.ru …
Сергей Левшин, директор АН «Меридиан – Недвижимость», Нижний Новгород :
Если тренинг - это лекарство, то назначать его просто так, без постановки диагноза, не только бесполезно, но может быть и вредно для организма компании. Поэтому хороший тренинг, в моем понимании, - это тренинг, заточенный на конкретные задачи конкретного коллектива. А вот кто эти задачи должен определять? Большой вопрос...
Первый вариант: бизнес-тренер сам изучает положение дел в компании, ставит, так сказать, диагноз и работает над проблемными местами. Это классная схема, но дорогая и не для постоянного применения.
Второй вариант: специальный человек в компании (заместитель, или HR, или «свой» аутсорсер, знающий компанию и ее потребности) ведет постоянную и планомерную работу по профилактике и лечению текущих проблем. Схема, кстати, тоже недешевая...
Если уж продолжать лекарственные аналогии, то многие компании, как и многие люди, думают, что у них все более-менее нормально и к врачу обращаться не надо. Обходятся витаминками... Так что большинство тренингов - это витамины: иногда помогут, часто бесполезны, а в случае передозировки могут и почки посадить.
Людмила Бубнова, директор АН «Честный Град», г. Волжский:
Если продолжить медицинскую тему, то хороший тренинг - как прием у хорошего доктора, где есть возможность выявить болезнь, поставить диагноз и получить рецепт. Но проблема в том, что народ зачастую ленится принимать предписанные рецептом лекарства, порой даже самые «волшебные таблетки», а они, как правило, назначаются курсом. Нет прилежания пропить. Это же надо вставать, набирать воды и глотать … Проще сказать: доктор - дурак, нич-ч-чо не помогло.
Роман Чекмарев, директор АН NeoRealty, Москва:
Хорошим тренинг может быть только в случае, если за максимально сжатые сроки, за минимальные деньги вы получите хотя бы три новые мысли. Если вы получили больше – значит, у вас нет привычки думать.
Хороший тренинг НЕ ДОЛЖЕН:
1. Менять нравственные устои человека в худшую сторону
2. Быть калькой (плагиатом) чужого тренинга
3. Представлять собой набор прописных истин
4. Представлять собой отвлеченные от реалий данного региона «мечтания о коммунизме»
5. Быть ширмой, за которой решаются совершенно другие задачи
6. Разрушающе действовать на психику тренируемых
7. Строиться на «опускании» чужих, предыдущих тренингов
Сергей Анопко, директор АН «Проспект», Сочи:
Тренинг это:
1. Знание
2. Осмысление и переработка.
3. И в зависимости от результата п. 2 - либо принятие, либо непринятие знания.
4. Внедрение знаний в умения. ЭТО ДЕЛАЕТ ТОЛЬКО 2-5 %. И это выбор каждого прошедшего тренинг. И повлиять на это тренер не может.
Вот и стоит задача тренера: подать и разжевать материал так, чтобы слушателю захотелось пройти по пунктам 2-4.
Юлия Лурье, директор отделения «Простор на Цветном бульваре», Москва:
Тренинги совершенно не должны давать немедленного результата. Совершенно не надо спрашивать с тренеров и ожидать невероятных рецептов.
Есть такой образ. Ваше сознание - как поток, течение ручья или реки. Правильно очерченные берега и направление может сделать поток бурным, спонтанным, может - спокойным и стабильным. Задача тренера - указать направление, задача ГК И УК - очертить берега, за вами остается постоянное наполнение потока. Форма, в общем, - дело тренеров, но форма без содержания, за которое отвечаете вы, ничто……
Александр Саяпин, директор ООО «Планета Недвижимость», вице-президент Гильдии риэлторов Московской области:
Меня больше раздражает, когда у тренера нет ни агентства недвижимости, ни текущей практики... И он рассказывает о былом опыте 00-х. Или с пеной у рта доказывает ту или иную методику, а сам в лучшем случае читал о ней в книге и никогда сам не применял... И количество таких «специалистов» неуклонно растет, и, как ни странно, они пользуются большим спросом.
Анна Морозова, специалист в области маркетинга и управления продажами, Тула:
Это мой хлеб: я продаю тренинги, семинары, мастер-классы. Иногда сама провожу. Видела более 50 тренеров - и начинающих, и ГУРУ... Часто бывает внутренний конфликт: например, мне больше нравятся спикеры, которые дают много пищи для ума; шоуменов я не очень люблю, а народ - балдеет, самые лучшие отзывы о таких «зажигалках». Или вот есть тренер, которого я считаю дилетантом, плагиатором и вруном, но ведь есть у него свои поклонники и покупатели, значит, на определенном этапе развития каким-то людям он может быть полезен.
Часто задаюсь вопросом: что считать хорошим результатом тренинга? Какой тренер - эффективный? Для себя решила так: тренеры бывают разные, и слушатели бывают разные, и задачи бывают разные. Иногда нужна эмоциональная встряска, и тогда «шоумен» - отличное решение. Иногда требуются новые идеи - для этого нужен спикер с авторской системой. А для того, чтобы отточить навыки, лучше заказывать серию корпоративов или нанять внутреннего специалиста и поставить ему конкретные измеряемые цели.
Правда, здесь встает вопрос: как выбрать? Как понять ДО того, как деньги потратил, нужен тебе именно этот человек или нет... Вот тут ответа у меня универсального нет. Я смотрю видео- отрывки с тренингов на YouTube, читаю информацию в соц. сетях, отслеживаю, кто еще заказывал этого тренера, полагаюсь на отзывы уважаемых мною людей, смотрю, какой контент генерирует этот спикер (статьи, посты в соц.сетях, выступления на конференциях) и сверяю всю полученную информацию со своими внутренними ценностями. Некоторых спикеров, даже при их суперпопулярности я продавать не буду.
И еще. Заметила, бывает так: побывает человек на тренинге у одного тренера, и так ему понравится, что он больше никого слушать не хочет. Это меня, например, очень напрягает. На мой взгляд, чем большей информацией обладаешь, чем больше инструментов попробуешь, систем рассмотришь, тем успешнее получишь результат. Потому как может своя супер-идея родиться...
Базовые моменты
Разумеется, в рамках статьи невозможно охватить все аспекты, влияющие на качество тренинга. Этому посвящаются целые научные труды и монографии (желающие ознакомиться, кстати, легко найдут их в интернете). Поэтому, резюмируя и дополняя выше сказанное, пунктирно обозначим лишь базовые моменты.
В первую очередь, определите, каких целей вы хотите достичь в результате обучения. Пока у вас нет четкого понимания в этом вопросе, вам могут впарить какой ни попадя тренинг. В идеале с определением целей и задач должен помогать тренер, который соберет информацию о вашей компании, выявит болевые точки и предложит рецепты решения.
Не менее важный вопрос – выбор тренера. О человеке, который будет «лечить» вашу компанию, разумеется, нужно узнать как можно больше, благо при нынешних средствах коммуникации это, во-первых, не так уж и сложно, а, во-вторых, хороший тренер всегда старается быть на виду. Персональный сайт, блоги, книги, пособия, публикации в СМИ, отрывки с тренингов на YouTube, членство в известных бизнес-ассоциациях, стаж в проведении тренингов, отзывы участников - все это легко выуживается из Сети и дает богатую пищу для размышлений, после которых можно договориться об очной предварительной встрече …
Немаловажный момент: бизнес-тренер должен сам иметь достаточный опыт работы в сфере недвижимости. А это существенно сокращает круг кандидатов, ибо, как показывает практика, специалистов, счастливо сочетающих экспертный опыт работы на рынке недвижимости и желание обучать других, не так уж и много.
Хороший тренинг всегда имеет конкретно-прикладные цели. Абстрактная чепуха вроде «личностного роста и гармонизации подсознательных структур», «нахождения своего «я» или «открытия третьего глаза» - удел шарлатанов. Равно как и обещания рассказать о «тысячелетних тайнах Тибета» - якобы о недоступных остальным смертным истинах.
При изучении программы тренинга обратите внимание на соотношение теории и практики. Оно должно быть примерно 1/3 или даже 1/4 . Теория должна подаваться в максимально компактном и адаптированном к вашему восприятию виде. Затяжные лекции, тем паче насыщенные сложной терминологией, быстро отбивают охоту вникать.
Честные организаторы тренингов никогда не станут обещать мгновенных улучшений, не будут сулить все и сразу. Хороший тренинг может быть каким угодно, даже провокационным или эпатажным, но только не «гарантирующим 100% результат», не претендующим на «единственный правильный метод, который спасет ваш бизнес».
Хороший тренинг поможет осознать ключевые ошибки и обозначить путь к их исправлению. А вот пойдете ли вы по этому пути, осознанно и методично применяя полученные знания, - целиком и полностью зависит от вас. Тренинг дает лишь первоначальный толчок.
Андрей Гусев